1. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.
2. В соответствии со статьями настоящей главы уголовную ответственность несут военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации.
3. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.
|
КОММЕНТАРИИ
1. В бывшем СССР существовало уголовное законодательство Союза ССР и союзных республик. В каждой союзной республике были свои уголовные кодексы, которые инкорпорировали союзные законы и самостоятельно определяли уголовную ответственность за отдельные виды преступлений. В целях единства охраняемого уголовным законом воинского правопорядка в Вооруженных Силах СССР уголовная ответственность за совершение воинских преступлений определялась единым союзным Законом об уголовной ответственности за воинские преступления (1958г.), который текстуально воспроизводился в виде отдельной главы в уголовных кодексах союзных республик, в том числе и в УК РСФСР.
2. В соответствии с Конституцией РФ (п. «о» ст. 71) в России в ведении федеральных властей находится судопроизводство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, т.е. вся совокупность законодательства, на основе которого осуществляется борьба с преступностью на всей территории страны, в том числе и в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
3. Глава 331 комментируемого УК является единственным правовым основанием уголовной ответственности военнослужащих за совершение воинских преступлений. В ней сохранились основные составы преступлений, известных прежнему законодательству. Вместе с тем введены новые составы, дескриминализированы деяния, не отвечающие требованиям времени, уточнены многие нормы и признаки.
Глава о преступлениях против военной службы не содержит составов преступлений, совершаемых в военное время и в боевой обстановке. Уголовная ответственность за них определяется законодательством Российской Федерации военного времени.
4. Сохраняя прежнюю традицию, УК предваряет конкретные составы воинских преступлений специальной статьей 331 («Понятие преступлений против военной службы»), где даются их отличительные признаки.
В связи с сужением понятия Вооруженных Сил, которые ныне включают в себя только войска Министерства обороны, и другими изменениями в военном законодательстве (см. Закон «Об обороне» 1992г., Закон «О воинской обязанности и военной службе» 1993г. с изменениями и дополнениями 1995г., Закон «О статусе военнослужащих» 1993г. с изменениями и дополнениями 1995г., Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ 1993г. и другие нормативные акты) УК внес уточнения в признаки преступлений против военной службы.
5. Под преступлениями против военной службы понимаются предусмотренные комментируемой главой УК посягательства против установленного порядка прохождения военной службы, совершаемые военнослужащими и другими лицами, указанными в законе. Отмеченные особенности не вносят каких-либо изменений и дополнений в общее понятие преступления, а указывают лишь на специальный объект и на специальный субъект рассматриваемых деяний.
6. Порядок прохождения военной службы устанавливается Конституцией Российской Федерации и названными выше законами, уставами и другими правовыми актами. Установленный ими порядок является родовым объектом всех воинских преступлений и одним из основополагающих их отличительных признаков.
Совершение военнослужащим любого другого общественно опасного и противоправного действия (бездействия), не связанного с посягательством на порядок прохождения военной службы, не образует воинского преступления и квалифицируется как общеуголовное деяние.
7. Порядок прохождения военной службы в широком смысле слова включает в себя всю совокупность воинских правоотношений, охраняемых уголовным законом: порядок подчиненности и уставных взаимоотношений (ст.
332,
333,
334,
335,
336), порядок прохождения военной службы в узком смысле слова, т.е. тот, который нарушается уклонениями от военной службы (ст.
337,
338,
339), порядок несения специальных служб (ст.
340,
341,
342,
343,
344), порядок обращения с оружием, боеприпасами, другим военным имуществом, управления и эксплуатации военной техники (ст.
345,
346,
347,
348,
349,
350,
351,
352).
Новый УК исключил из порядка прохождения военной службы порядок хранения военной тайны и порядок деятельности органов военного управления. Уголовная ответственность военнослужащих за совершение этих посягательств наступает по общим нормам (см. комментарий к ст.
283,
284,
285,
286,
292 и
293).
8. Вторым признаком воинских преступлений является специальный субъект преступления. Им может быть военнослужащий, проходящий военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.
9. По Закону «О воинской обязанности и воинской службе» (ст. 35) военная служба определяется как особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях.
В Вооруженные Силы РФ непосредственно входят Министерство обороны и подчиненные ему Ракетные войска стратегического назначения, Сухопутные войска, Войска противовоздушной обороны, Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской Флот, Военно-космические силы.
К иным войскам и воинским формированиям, личный состав которых проходит военную службу и несет уголовную ответственность за воинские преступления, относятся: пограничные войска, войска Федеральной службы безопасности, войска правительственной связи, железнодорожные войска, войска гражданской обороны, внутренние войска МВД, личный состав Главного управления охраны РФ и др.
10. К субъектам воинских преступлений относятся также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.
11. Уголовную ответственность за преступления против порядка прохождения военной службы несут военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны, других министерств и ведомств РФ, о чем впервые указывается в УК. Они приравниваются к военнослужащим, на них распространяются положения Общевоинских уставов и ответственность за совершение преступлений против порядка прохождения военной службы.
12. По Закону «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 37) начальным моментом военной службы считается день зачисления гражданина в список личного состава воинской части. Окончанием военной службы считается день истечения срока военной службы. Аналогичным образом эти моменты начала и конца службы определяются и для военнообязанных, проходящих военные сборы, т.е. первым и последним днем их прохождения.
13. Гражданские лица, в том числе и работающие в воинских частях и учреждениях, а также учащиеся суворовских и нахимовских училищ, не могут быть привлечены к уголовной ответственности за совершение преступлений против военной службы.
Лица, не являющиеся субъектами преступлений против военной службы, но участвующие в их совершении, несут уголовную ответственность по статьям гл.
33 УК в качестве организаторов, подстрекателей и пособников, но не исполнителей.