1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, - наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, - наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Примечания.
1) Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
2) Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
3) Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
4) Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.
|
КОММЕНТАРИИ
1. Наиболее важные отличия статей комментируемой главы от прежнего законодательства состоят в следующем:
а) содержание статей этой главы приведено в соответствие с Конституцией Российской Федерации, а также с Федеральным законом РФ от 31 июля 1995г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» (РГ, 1995, 3 августа);
б) пересмотрено понятие субъекта этих преступлений.
В категорию должностных лиц теперь включаются только лица, занимающие соответствующие должности в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях и Вооруженных Силах и иных воинских формированиях РФ. В отличие от прежнего законодательства субъектом некоторых преступлений комментируемой главы могут быть не только должностные лица, но и государственные служащие, не являющиеся должностными лицами. Установлена повышенная ответственность лиц, занимающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и глав органов местного самоуправления.
2. Судебная практика по делам о должностных преступлениях была обобщена в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» (Бюл. ВС СССР, 1990, No.3). Это постановление широко используется на практике. В настоящее время оно не утратило силы, но в определении признаков должностного лица и по некоторым другим позициям его следует признать устаревшим, на что указывается ниже.
3. Новый УК существенно изменил содержание объекта преступлений, предусмотренных в комментируемой главе, в частности круг тех органов и организаций, где могут быть совершены эти преступления. Из примечания 1 к комментируемой статье следует, что уголовная ответственность за данное преступление и иные преступления, предусмотренные в этой главе, может наступить только в том случае, если злоупотребление служебными полномочиями совершено лицом, занимающим должность в государственном органе, органе местного самоуправления, в государственном или муниципальном учреждении либо в Вооруженных Силах РФ или иных воинских формированиях РФ. Следовательно, из числа органов, организаций и учреждений, в которых может быть совершено комментируемое преступление, исключаются хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, потребительские кооперативы и другие организации, не являющиеся государственными или муниципальными, а равно иностранные фирмы и организации.
Так, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ не признала должностным лицом К., допустившего злоупотребление своими служебными полномочиями из корыстной заинтересованности, поскольку он работал директором арендного предприятия (Бюл. ВС РФ, 1995, No.4, с.8-9).
Лица, совершающие злоупотребление служебным положением в перечисленных выше объединениях и предприятиях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями, подлежат ответственности по ст.
201 УК с учетом примечаний к этой статье о порядке уголовного преследования за такие деяния.
4. Рассматриваемое преступление может быть совершено и в государственном или муниципальном учреждении, т.е. в организациях, создаваемых государством или органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемых полностью или частично государством или органом местного самоуправления.
Рассматриваемое преступление может быть совершено также в Вооруженных Силах РФ или других воинских формированиях РФ (см. комментарий к ст.
331).
5. Уголовную ответственность влечет использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы. Круг служебных полномочий определен соответствующим положением, уставом, инструкцией или другим нормативным актом, в которых формулируются права и обязанности лица, занимающего соответствующую должность.
6. Под использованием своих служебных полномочий понимаются такие действия должностного лица, которые вытекают из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это должностное лицо наделено в силу занимаемой должности (см. п. 10 постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990г.). Не являются таким использованием действия лица, не связанные с его правами и обязанностями по службе, например использование своего авторитета. Таким образом новый УК положил конец дискуссии по этому вопросу: использование должностным липом своего авторитета (в том числе «телефонное право») есть деяние аморальное, порицаемое, могущее повлечь меры дисциплинарного воздействия, но уголовную ответственность оно не влечет, поскольку в этом случае должностное лицо своими правами и обязанностями не злоупотребляет.
7. Под использованием служебных полномочий вопреки интересам службы понимаются действия, которые совершаются должностным лицом в пределах своей компетенции, но по своему содержанию заведомо противоречат целям и задачам, ради достижения которых функционирует соответствующий орган. Использование служебных полномочий вопреки интересам службы может совершаться как путем активного поведения, так и путем бездействия.
8. Состав комментируемого преступления окончен тогда, когда действия должностного лица, совершенные вопреки интересам службы, повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Такой вред может выражаться в причинении материального ущерба или иного вреда, например в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета соответствующего органа, создании помех и сбоев в его работе, нарушении общественного порядка, сокрытии тяжких преступлений и т.д. (см. п. 9 постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990г.). Наступившие последствия должны находиться в причинной связи с совершенными должностным лицом действиями (бездействием), отсутствие причинной связи исключает уголовную ответственность должностного лица.
9. Признак «существенности» причиненного вреда - оценочное понятие, зависящее от обстоятельств конкретного дела. Материальный ущерб, причиненный должностным лицом, может быть исчислен в денежном выражении, всякий иной вред оценивается судом с учетом степени влияния неправомерного поведения должностного лица на нарушение нормальной работы соответствующего органа, тяжести причиненного морального или физического вреда гражданам либо интересам соответствующей организации.
10. Для уголовной ответственности за данное преступление должна быть установлена умышленная вина, т.е. должностное лицо должно осознавать, что использует свои служебные полномочия вопреки интересам службы, предвидеть, что своими действиями (бездействием) причиняет вред законным интересам граждан, организаций, обществу или государству, и желать или сознательно допускать причинение такого вреда либо безразлично к этому относиться. Должностное лицо может не предвидеть конкретной формы такого вреда, например подрыва авторитета соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления, для уголовной ответственности достаточно, если такое предвидение имело место в общей форме.
11. Уголовная ответственность может наступить лишь в том случае, если злоупотребление должностными полномочиями было совершено лицом из корыстной или иной личной заинтересованности. Мотив корыстной заинтересованности предполагает желание незаконно получить деньги, имущество, материальные блага или иную имущественную выгоду либо желание путем злоупотребления своим должностным положением освободиться от выплат материальных обязательств - возмещения ущерба, уплаты долга за счет организации, в которой лицо занимает должность, либо за счет обслуживаемых этой организацией граждан. В тех случаях, когда должностное лицо путем злоупотребления своими должностными полномочиями завладевает чужим имуществом, вверенным ему на законном основании, оно должно отвечать за хищение (см. комментарий к ст.
160).
12. Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, руководствуясь такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желанием приукрасить действительное положение вещей, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.д. (см. п. 17 постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990г.). Иная личная заинтересованность может быть вызвана желанием извлечь выгоду для себя лично или для другого лица, в судьбе которого должностное лицо было заинтересовано.
13. Субъектом рассматриваемого преступления может быть, во-первых, только государственный служащий, во-вторых, только тот государственный служащий, который является должностным лицом в соответствии с примечанием 1 к комментируемой статье. Следовательно, по рассматриваемой статье не могут нести ответственность те лица, которые руководят той или иной производственной деятельностью или отдельным участком такой производственной деятельности, осуществляют планирование, поддержание трудовой дисциплины, как, например, начальники цехов, заведующие отделами, мастера, а также руководители снабженческих отделов, заведующие складами, магазинами, ателье и т.д. В этой части п. «б» и «в» ст. 2, а также ст. 3 и 4 указанного постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990г. следует признать устаревшими.
14. Понятие государственного служащего дается в ст. 3 Федерального закона РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации», в соответствии с которой государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий обязанности по государственной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта Федерации.
15. Из числа всех государственных служащих выделяется категория должностных лиц, которыми в соответствии с примечанием 1 к комментируемой статье могут быть признаны:
а) государственные служащие, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти;
б) государственные служащие, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, в государственном или муниципальном учреждении либо в Вооруженных Силах РФ или ином воинском формировании РФ.
16. Понятие представителя власти дано в примечании к ст.
318 УК и в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990г. Такими лицами являются должностные лица государственных органов, которые наделены правом в пределах своей компетенции предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности, т.е. лицами и организациями, не находящимися в служебной от них зависимости.
Функции представителей власти осуществляются во всех трех ветвях власти - законодательной, исполнительной и судебной, как на федеральном уровне, так и на уровне органов местного самоуправления. Представителями власти в сфере законодательной власти являются депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, а также депутаты представительных органов субъектов Федерации. Представителями власти в сфере исполнительной власти являются члены Правительства РФ и правительств субъектов Федерации, руководители органов местного самоуправления, а также должностные липа правоохранительных и контролирующих органов - сотрудники МВД, Государственной таможенной службы, Департамента налоговой полиции, пограничники и подобные им лица. В сфере судебной власти представителями власти являются судьи территориальных и арбитражных судов всех уровней, а также судьи Конституционного Суда.
17. Лицами, осуществляющими функции представителя власти по специальному полномочию, являются различные общественные инспекторы, ревизоры и общественные контролеры (например, в торговой сети, на транспорте), привлекаемые к осуществлению властных полномочий на период их дежурства, а также народные и присяжные заседатели, привлекаемые в судах для рассмотрения уголовных и гражданских дел.
18. Организационно-распорядительные функции осуществляют те должностные лица, которые руководят трудовым коллективом, осуществляют подбор и расстановку кадров, организацию труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном или муниципальном учреждении, в Вооруженных Силах РФ или ином воинском формировании РФ. Это могут быть руководители министерства или государственного комитета, их заместители, руководители структурных подразделений государственных органов.
19. Под административно-хозяйственными обязанностями следует понимать полномочия по управлению или распоряжению государственным имуществом, его хранением, реализацией, по обеспечению контроля за этими операциями в государственном органе или в органе местного самоуправления, в соответствующих учреждениях и в воинских формированиях.
20. Не являются должностными лицами те государственные служащие, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности в органах, названных в п. 3 и 4 настоящего комментария. Но если эти лица, кроме исполнения своих профессиональных обязанностей, наделены также функциями организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера, то они несут ответственность как должностные лица (см. п. 4 постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990г.). Такая ситуация может иметь место, если, например, врач муниципальной больницы незаконно выдает бюллетень о временной нетрудоспособности или, будучи привлечен к работе во ВТЭК или призывной комиссии, путем злоупотребления предоставленными ему полномочиями совершает юридически значимые действия.
21. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает более строгую уголовную ответственность в том случае, если злоупотребление должностными полномочиями совершено лицом, занимающим государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ или должность главы органа местного самоуправления.
В соответствии с примечанием 2 к комментируемой статье и ст. 1 Федерального закона РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» лицами, занимающими государственную должность РФ, являются Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, министры, судьи и другие высшие должностные лица РФ, входящие в категорию «А».
22. Лицами, занимающими государственную должность субъекта РФ, являются лица, занимающие должности, установленные конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственного органа. Это руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и другие должностные лица соответствующего субъекта РФ, также входящие в категорию «А».
23.. Часть 3 комментируемой статьи в качестве особо квалифицирующего обстоятельства называет наступление тяжких последствий. С учетом разъяснения, данного в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990г., такими последствиями следует признать дезорганизацию работы соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления, причинение особо крупного материального ущерба, причинение тяжкого вреда здоровью граждан, если эти последствия находятся в причинной связи с допущенным должностным лицом злоупотреблением служебным положением.
24. Должностное лицо, хотя и допустившее должностное злоупотребление. но действовавшее в условиях правомерного обоснованного риска (см. комментарий к ст.
41), исполнения обязательного приказа или распоряжения (см. комментарий к ст.
42), при соблюдении условий, указанных в этих статьях, уголовной ответственности не подлежит.
25. Если действия должностных лиц не были совершены из корыстной или иной личной заинтересованности или не повлекли существенного нарушения прав и интересов граждан, организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, такие лица не подлежат уголовной ответственности, но их действия могут быть квалифицированы как дисциплинарный проступок с назначением соответствующего взыскания.