1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности - наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) неоднократно;
в) лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой или в крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от семи до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.
|
КОММЕНТАРИИ
1. Легализация денег, добытых незаконным путем, является необходимым условием функционирования организованной преступности в сфере экономики. В своих наиболее опасных формах она связана с торговлей наркотиками, вымогательством, фальшивомонетничеством, подпольной торговлей оружием, игорным и порнобизнесом. Для того чтобы средства, полученные от преступного бизнеса, могли быть пущены в дальнейший оборот без опасности для преступников быть разоблаченными, необходимо приобретение легального прикрытия, что достигается либо посредством их вложения в виде вкладов в банки, либо посредством покупки и перепродажи недвижимости и т.д.
2. Важной особенностью деятельности по легализации денег, добытых незаконным путем, является ее международный характер. Это связано с различной степенью строгости и эффективности финансового контроля, существующего в различных странах (Россия относится к числу стран без достаточно строгого и эффективного финансового контроля). Успех в борьбе с этим видом преступности в значительной степени зависит от международного сотрудничества и координации в этой области и прежде всего в деле сближения норм соответствующего законодательства. С 1996г. Россия является государством - членом Совета Европы. 8 ноября 1990г. государствами - членами Совета Европы была принята Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности.
3. Согласно этой Конвенции страны, участвующие в ней, обязались принять законодательные меры, чтобы квалифицировать в качестве преступлений в соответствии со своим внутренним правом следующие умышленные действия:
а) конверсию или передачу материальных ценностей, о которых тот, кто этим занимается, знает, что эти материальные ценности составляют доход от преступления, с целью скрыть незаконное происхождение данных материальных ценностей или помочь любому лицу, замешанному в совершении основного правонарушения, избежать юридических последствий этих деяний;
б) утаивание или искажение природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности материальных ценностей или соотносимых с ними прав, когда нарушителю известно, что эти материальные ценности представляют собой доход, полученный преступным путем;
в) приобретение, владение или использование материальных ценностей, о которых тот, кто их приобретает, или владеет либо пользуется ими, знает в момент их получения, что они являются доходами, добытыми преступным путем.
4. Определение состава преступления, содержащееся в ст. 174 настоящего Кодекса, не полностью соответствует приведенным положениям европейской Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990г., так как предусматривает только совершение финансовых операций (например, вложение средств на счета в банках), превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда) (см. примечание к ст.
198 и примечание к ст.
199 настоящего Кодекса).
5. Субъектом данного преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. Субъективная сторона характеризуется умыслом и наличием специальной цели - получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды.