1. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела - наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
|
КОММЕНТАРИИ
1. Конституция РФ провозгласила независимость судей и подчинение их только закону (ст.
120). Статья 294 уточняет прежние нормы УК, защищавшие независимость органов правосудия, расширяет круг лиц, подлежащих охране, и повышает меры наказания за это преступление.
2. Под «деятельностью суда» в ч. 1 статьи, а также «деятельностью прокурора, следователя или лица, производящего дознание» (ч. 2) понимаются предусмотренные законом действия указанных лиц (органов) в любой стадии уголовного, гражданского или административного процесса. Под вмешательством в их деятельность имеется в виду любое воздействие на судью, народных или присяжных заседателей или других названных в статье участников процесса, не соединенное с угрозой или насилием (иначе оно подпадало бы под ст.
295 или
296), а именно: советы, просьбы, указания, обещания и др. Если вмешательство соединено с предложением материальных благ, оно должно рассматриваться как предложение взятки и квалифицироваться по совокупности статей.
3. Воздействие на судей, прокурора, работников органов предварительного расследования может быть устным, письменным, переданным через других лиц, в том числе родственников, знакомых, сослуживцев, участников процесса, адвоката, технических работников суда, прокуратуры, органа дознания и др. Просьба «разрешить дело по закону», не соединенная с какими-либо дополнительными требованиями, условиями или обещаниями, не может юридически рассматриваться как вмешательство, хотя с нравственной точки зрения она по меньшей мере бестактна, поскольку предполагает возможность иного поведения судей, прокурора или следователя.
4. Вмешательство в деятельность названных в статье лиц может иметь место не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке. Важно не время, когда происходит соответствующий разговор (передается письмо и т.п.), а преследуемая при этом цель: воспрепятствование осуществлению правосудия (ч. 1) или воспрепятствование всестороннему, полному и объективному расследованию дела (ч. 2). Возможные ссылки субъекта на то, что он желал не «воспрепятствовать» правосудию, а «помочь» ему, вряд ли могут оправдать его поведение, коль скоро речь идет о попытке повлиять на свободное волеизъявление указанных лиц. Цель, названная в статье, может иметь разное конкретное содержание: прекратить уголовное (гражданское, административное) дело или, напротив, возбудить или возобновить его; оправдать обвиняемого или же осудить более строго (более мягко) и т.д. В этой связи субъектом преступления могут быть высказаны пожелания или просьбы допросить тех или иных свидетелей (или не допрашивать их), заменить эксперта, иначе оценить те или иные доказательства и т.д.
5. Не является вмешательством в деятельность следственных, прокурорских или судебных органов сообщение фактов о готовящемся или совершенном преступлении, новых доказательств по делу, а равно принесение официальной жалобы на действия тех или иных должностных лиц. Просьбы, советы или пожелания общего характера (например, высказанные в печати или на собрании критические замечания об общей линии уголовной политики данного суда) также нельзя считать воспрепятствованием осуществлению правосудия или производству предварительного расследования.
6. Субъектом преступления является как частное, так и должностное лицо. Если при вмешательстве оно использует свое служебное положение (например, в системе судебных, прокурорских органов, центральной или местной администрации), то ответственность наступает по ч. 3 статьи.
7. Преступление совершается с прямым умыслом, причем его мотивы не имеют значения для квалификации преступления, но должны учитываться при оценке степени тяжести содеянного и назначении наказания (сострадание, гнев, чувство мести, родственные отношения с обвиняемым или потерпевшим, истцом или ответчиком и т.д.).