Посягательство на жизнь судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, защитника, эксперта, судебного пристава, судебного исполнителя, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта, совершенное в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность, - наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.
|
КОММЕНТАРИИ
1. Эта статья является новой, ее включение в УК продиктовано стремлением усилить охрану работников органов правосудия и в особенности участников процесса от посягательств на их жизнь.
2. Термин «посягательство на жизнь» употребляется в ст.
277 - см. комментарий к ней; здесь он имеет то же значение, а именно: убийство или покушение на убийство лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование.
3. Под «иным лицом, участвующим в отправлении правосудия», следует понимать народных заседателей. Судьи, упоминаемые в статье, могут быть председателями, заместителями председателя, членами суда любой судебной инстанции, в том числе Конституционного Суда, арбитражных судов, а также мировыми судьями. Лица, имеющие право производства дознания, перечислены в Уголовно-процессуальном кодексе. Статья в равной мере защищает и их близких (например, родственников, хотя бы и живущих отдельно).
4. Важно установить наличие (или отсутствие) связи совершенного преступления с рассмотрением дел (материалов) в суде, производством предварительного расследования или исполнением судебного акта (решения, приговора). Целью преступника является воспрепятствование законной деятельности указанных в статье лиц либо месть им за такую деятельность. Эта цель достигается их физическим устранением и (одновременно) психологическим воздействием (запугиванием других участников процесса).
5. Преступление может быть совершено как частным, так и должностным лицом; формой вины является прямой умысел. Его следует разграничивать, с одной стороны, с террористическим актом, а с другой - с умышленным убийством по мотивам, не связанным с производством по делу.