1. Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, - наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
2. То же деяние, совершенное с притеснением насилия или с угрозой его применения, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
|
КОММЕНТАРИИ
1. В соответствии со ст. 25 Конституции Российской Федерации никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Одной из гарантий неприкосновенности жилища является уголовно-правовая защита, предусмотренная комментируемой статьей. В ст.
136 УК РСФСР содержались конкретные ссылки на незаконный обыск, незаконное выселение или иные незаконные действия, нарушающие неприкосновенность жилища граждан. Статья 139 УК содержит более общую формулировку, которая охватывает и случаи, предусмотренные прежним УК.
2. Незаконным проникновением считается любое проникновение в жилище без согласия проживающего в нем лица под любым предлогом; это составляет объективную сторону данного преступления при условии отсутствия оснований для законного проникновения.
3. Пленум Верховного Суда РФ в п. 2 постановления от 24 декабря 1993г. «О некоторых вопросах, связанных с применением ст. 23 и 25 Конституции Российской Федерации», обязал суды рассматривать материалы, подтверждающие необходимость проникновения в жилище, и принимать по этому вопросу соответствующие решения (см. Сб. пост. Пленума Верх. Суда РФ. 1991-1993, М., 1994, с. 333-334). Изучение практики показывает, что такими материалами являются постановление следователя о необходимости производства обыска, письмо в суд руководителя следственного подразделения или прокурора. Могут быть направлены в суд и другие материалы. Представляется, что законным основанием для проникновения в жилище является и исполнительный лист, выданный на основании приговора суда, например, для описи имущества судебным исполнителем в связи с конфискацией имущества или для возмещения ущерба, причиненного преступлением.
4. С учетом изложенного в п. 1-3 комментария к настоящей статье, по нашему мнению, у следователя до принятия нового УПК сохраняется право на производство обыска в случаях, не терпящих отлагательства, без решения судьи с учетом того, что УПК РСФСР (ст. 168) является федеральным законом. Заметим, что опубликованный проект УПК РФ сохраняет за следователем право на производство обыска незамедлительно, если этого требуют обстоятельства дела, с последующим уведомлением судьи (см. Юридический вестник, 1995, №31). При таком положении обыск, произведенный в случаях, не терпящих отлагательства, и подтвержденный судьей, не следует относить в смысле комментируемой ст. 139 УК к случаям незаконного проникновения в жилище.
5. К незаконному проникновению в жилище гражданина относится также выселение гражданина из законно занимаемого им помещения, временное использование для любых целей жилого помещения в отсутствие владельца или пользователя жилища, и т.п.
6. Оконченным преступление является с момента незаконного проникновения в жилище.
7. Преступление, предусмотренное ст. 139 УК, может быть совершено только с прямым умыслом, когда субъект осознает, что он нарушает неприкосновенность жилища и желает этого.
8. Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16 лет.
9. О применении насилия или об угрозе его применения см. комментарий к ст.
131 УК.
10. Об использовании лицом своего служебного положения как обстоятельстве, отягчающем незаконное проникновение в жилище, см. комментарий к ст.
136,
201,
285 УК.