- Концепция обгона, опережения, препятствия и встречного разъезда
- Ремни безопасности, международное движение и действия при ДТП
- Новые обязанности пешеходов
- Светофоры и новые нормы маневрирования
- Расположение транспортных средств на проезжей части в новой редакции ПДД
- Позитивные изменения в ПДД для автомобилей, находящихся в круговом движении
- Пропускаем пешеходов
- Использование световых приборов в новых ПДД
- Изменение в правилах перевозки детей до 12-летнего возраста
- Негативные изменения в пункте 24.2 и неудобная для многих корректировка пункта 5.5
- Новые дорожные знаки и новые несуразности в их использовании
Правила дорожного движения в новой редакции, введенные в действие с 20 ноября 2010 года, имеют ряд изменений/уточнений, об эффективности которых в плане
обеспечения безопасного движения на дорогах пока можно судить только субъективно. Однако нужно учитывать факт, что сегодня уроки по обучению вождению в
автошколах или у частного автоинструктора со сдачей экзамена по новым билетам проводятся в соответствии с новыми ПДД, правовые конфликты на дорогах будут,
во всяком случае, должны рассматриваться в аспекте измененных Правил, а последние Постановления Правительства в отношении техосмотра, медицинской справки
и т.д. так или иначе связаны с новыми веяниями в ПДД. Поэтому детальное изучение новой редакции ПДД следует считать обязательным для всех без исключения
людей, так или иначе связанных с автотранспортом, в том числе и для пешеходов в части касающихся их изменений.
Концепция обгона, опережения, препятствия и встречного разъезда.
В новых ПДД введено четкое разграничение обгона и опережения и сегодня обгоном официально считается маневр, связанный с выездом на полосу встречного
движения, а опережением - движение со скоростью большей, чем у транспорта, двигающегося в том же направлении. В целом не вполне понятна рациональность т
акого разделения понятий терминов, но в свете общих изменений/дополнений пунктов
11.1-11.4
для автомобилистов и начинающих водителей, берущих уроки вождения, предельно важным следует считать:
- запрещен обгон транспортного средства, осуществляющего объезд препятствия (Препятствие в измененных ПДД это неподвижный объект на дороге, который может
быть неисправным автомобилем, дефектом дорожного полотна, предметом и т.д.);
- запрещен обгон в тоннелях, на эстакадах, в том числе под ними, путепроводах и мостах; запрещен обгон на пешеходных переходах в случае нахождения на них
пешеходов.
Здесь не вполне понятна логика ГИБДД, поскольку по новым ПДД водитель обязан остановиться и пропустить пешехода, двигающегося по зебре, а разграничение
обгона и опережения вынудило в части переезда пешеходного перехода ввести два, по сути, дублирующих друг друга пунктов
11.4.2 и
11.5.
Стоит отметить и введение в ПДД понятия
"ограниченная видимость", которого не было в прежней редакции ПДД, хотя сам термин уже использовался в пункте
11.5 при ограничении возможностей обгона.
"Ограниченная видимость" обозначает
ухудшение обзора водителя в направлении движения из-за изменения рельефа местности, строений, растительности, направления дороги, других транспортных
средств и т.д. Вместе с тем не понятны упущения в обозначении термина в части заднего обзора, безусловно, предельно важного при маневрировании, а также в
случае снижения видимости из-за климатических и погодных условий (дождь, снег, туман и т.п.).
Позитивными для автомобилистов можно считать изменения в пункте 1.6, где расширен перечень тихоходных транспортных средств, обязанных пропускать вплоть до
полной остановки двигающиеся с обгоном или опережением автомобили. Правила встречного разъезда в новой редакции ПДД практически остались без изменений,
поскольку термин
"препятствие", хотя и не обозначенный раньше использовался и в прежних ПДД.
Ремни безопасности, международное движение и действия при ДТП.
Изменения в
пп.2.1.2 с 20 ноября 2010 года снимают все льготы по использованию ремней
безопасности для любых категорий водителей, в том числе сотрудников ГИБДД, МВД, администрации и народных депутатов. Изменения пункта
2.2 относительно отличительных знаков при международном движении коснулись только
транспортных средств, не зарегистрированных в Российской Федерации, а вот действия при ДТП (первая медицинская помощь (ранее - доврачебная), доставка
пострадавшего в больницу с предоставлением удостоверяющих личность и права владения автомобилем документов, возвращение на место ДТП) стали не возможными,
а обязательными, что явно говорит в пользу новой редакции ПДД.
Новые обязанности пешеходов.
Изменения в пункте
4.7 ПДД обязывают пешеходов удерживаться от перехода зебры при
приближении машин не только с синими, но и красными проблесковыми маячками, а также в случае нахождения на переходе не останавливаться, не мешая проезду
спецтранспорта, а незамедлительно возвращаться на тротуар и освободить дорогу. Здесь скорей упущение ГИБДД, чем улучшение дорожной обстановки, ведь
мечущийся по зебре пешеход в поисках оптимальной с его точки зрения обочины представляет гораздо большую опасность в контексте ДТП, чем неподвижно стоящий
на переходе человек, которого водитель спецтранспорта может объехать.
Светофоры и новые нормы маневрирования.
В новой редакции ПДД из пункта
6.3 исключены светофоры с нанесенными на них черными
контурными стрелками и это в целом позитивно, поскольку теперь будет меньше путаницы с регулирующими определенные направления движения светофорами. Правила
маневрирования в пункте
8.1 (сигналы указателями поворота или при их отсутствии рукой
перед перестроением, разворотом, остановкой и началом движения) в новых ПДД остались без изменения.
Расположение транспортных средств на проезжей части в новой редакции ПДД.
В пункт
9.1 было внесено уточнение в обозначении полосы встречного движения для дорог с
"двусторонним движением не имеющих разделительной полосы", что больше стало стилистическим исправлением прежней редакции пункта.
А изменения в пункте
9.4 больше условны, поскольку вызваны лишь разграничением обгона и
опережения в новых Правилах, но не изменили принципа подхода к движению по левым полосам при свободной или занятой правой полосе.
Но вот изменения в пункте
9.2 наконец устранили несуразный запрет выезда на встречную
полосу на дорогах с двусторонним четырех и более полосным движением. Сегодня повороты и развороты разрешено выполнять на перекрестках и в других местах,
если это не запрещается соответствующим знаком или двойной разметкой.
Позитивные изменения в ПДД для автомобилей, находящихся в круговом движении.
В пункт
13.9 новой редакции ПДД добавлено, что при наличии на перекрестках комбинаций
знаков
4.3 и
2.4
("круговое движение" и "уступите дорогу") или
4.3 и
2.5 ("круговое движение" и "движение без остановки") приоритетом пользуются автомобили,
находящиеся в круговом движении и правило
"помехи справа" в этом случае для них не работает.
Пропускаем пешеходов.
В новой редакции пункта
14.1 ПДД расшифровано, что уступить дорогу вступающему или
находящемуся на зебре пешеходу это значит снизить скорость и/или остановиться, но в остальном принцип приоритета движения пешехода по зебре остался без
изменений.
Использование световых приборов в новых ПДД.
В новой редакции ПДД введена трактовка термина
"дневные световые огни" (дневные ходовые огни - ДХО), как внешние световые приборы для улучшения
видимости автомобиля спереди, а также внесена обязательность в светлое время суток держать включенными дневные световые огни или фары ближнего света для
всех без исключения транспортных средств. Измененный пункт
19.4 разрешает использовать
противотуманки вместо фар ближнего света или дневных световых огней, причем в условиях ограниченной видимости противотуманные фары не могут работать без
включенных фар ближнего или дальнего света.
Необходимость держать включенными фары ближнего света при движении днем обусловила уточнения в пункте
19.11 по подаче сигнала перед обгоном - теперь это может быть или звуковой сигнал, или
световой путем кратковременного переключения фар с ближнего света на дальний.
Изменение в правилах перевозки детей до 12-летнего возраста.
В новой редакции ПДД из пункта
22.9 при обозначении удерживающих устройств исключен
термин
"специальных", а это значит, что с 20 ноября перевозить детей до 12-летнего возраста в автомобилях можно будет не только в специальных
автокреслах.
Негативные изменения в пункте 24.2 и неудобная для многих
корректировка пункта 5.5.
Изменения в пункте 24.2 теперь разрешают велосипедам, мопедам, скутерам, гужевым
повозкам двигаться по любой дорожной полосе и это предельно затрудняет не только движение автомобилистов на дорогах, но и решение конфликтов при ДТП.
Поэтому такие привилегии мопедам, велосипедам и скутерам со стороны ГИБДД по меньшей мере непонятны.
Согласно изменениям в пункте
пункта 5.5 по правилам использования автомобильных шин с 20 ноября одним типом протекторов (шипованные, нешипованные) должна быть оборудована не одна ось, а весь автомобиль полностью.
Новые дорожные знаки и новые несуразности в их использовании.
В разъяснении знака
3.20 "Обгон запрещен" добавлено, что теперь можно обгонять
тихоходные транспортные средства в зоне действия знака, что не вполне разумно, поскольку такие знаки устанавливают в местах повышенной опасности, где
любое маневрирование может привести к ДТП.
Введены новые информационные и сервисные знаки -
"Аварийный выход" (
6.20.1, 6.20.2),
"Направление движения к аварийному выходу" (
6.21.1, 6.21.2),
"Телефон
экстренной связи" (
7.19),
"Огнетушитель"
(
7.20).
А также новые ПДД обозначают:
- приоритет временных знаков перед стационарными в случае если они противоречат друг другу;
- приоритет любых дорожных знаков перед разметкой в случае, если они противоречат друг другу или разметку плохо видно.
В то же время нет четкой формализации приоритетности временных дорожных знаков перед стационарными, а приоритет движения по дорожным знакам в случае их
противоречивости с разметкой касается только автомобилистов, но не пешеходов, что явно может привести к сложным ситуациям на дорогах.