Использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
|
КОММЕНТАРИИ
1. Согласно Федеральному закону «О рекламе» 1995г. (СЗ РФ, 1995, №30, ст. 2864) реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому физическому или юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Ненадлежащей признается недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу ее распространения, установленных законодательством Российской Федерации.
2. Указом Президента Российской Федерации от 10 июля 1994г. «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» (СЗ РФ, 1994, №7, ст. 695) установлен перечень конкретных обязанностей рекламодателей по рекламе услуг банков, финансовых, страховых, инвестиционных предприятий, учреждений и организаций, индивидуальных предпринимателей. На рекламодателей в этих случаях возлагается обязанность не допускать объявления гарантий, обещаний или предположений о будущей эффективности (доходности) своей деятельности.
3. Согласно Закону «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы финансовых (в том числе банковских), страховых, инвестиционных услуг и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц, а также ценных бумаг не допускается приводить в рекламе количественную информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируемым услугам или ценным бумагам, гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям, рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссии, предоставлять любого рода гарантии, обещания или предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности, в том числе путем объявления роста курсовой стоимости ценных бумаг.
4. Заведомо ложная реклама представляет собой акт недобросовестной конкуренции. Информация, содержащаяся в рекламе, может быть признана ложной в случае включения в нее сведений о товарах, оказываемых услугах, значительно завышающих их подлинное качество, приписывающих им или преувеличивающих их реальные достоинства, свойства и основные характеристики либо принижающих фактическое качество товаров или услуг, предлагаемых конкурентами.
5. Уголовная ответственность за преступление, предусмотренное ст.
181 настоящего Кодекса, наступает в случае, когда ложный характер рекламы был очевиден виновному, он руководствовался корыстным мотивом приобретения преимуществ за счет ложной рекламы, чем причинил значительный ущерб потребителям и добросовестным конкурентам.
6. Ущерб, причиненный заведомо ложной рекламой, может считаться значительным в случае, если содержащаяся в рекламе ложная информация повлекла экономические потери, причинила вред здоровью потребителей, вызвала иные социально-значимые отрицательные последствия.
7. Субъектом данного преступления являются рекламодатели, в качестве которых могут выступать как руководители организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, так и индивидуальные предприниматели.