Основные элементы и размеры колеса легкового автомобиля
А - закраина обода;
Б - полка;
В - кольцевые выступы (хампы) для дополнительной фиксации бортов бескамерной шины;
Г - плоскость крепления колеса;
а - монтажный диаметр;
б - ширина обода;
в - вылет (расстояние между плоскостью симметрии обода и крепежной плоскостью колеса);
г - диаметр центрального отверстия;
д - диаметр окружности расположения крепежных болтов.
Многие владельцы начинают тюнинг своих автомобилей с установки новых колес и шин. Все зависит от цели тюнинга: желающие потягаться с бездорожьем отдают предпочтение колесам с уменьшенным вылетом (такие расширяют колею автомобиля) и шинам с глубоко расчлененным, "зубастым" рисунком протектора. Но большинство старается придать своим автомобилям спортивный вид, устанавливая красивые легкосплавные колеса (часто увеличенного диаметра и с большой шириной обода) и соответствующие им широкие низкопрофильные шины.
Модели и модификации автомобилей |
Размерность шин, индекс грузоподъемности, индекс скорости |
Колеса, устанавливаемые на ВАЗе |
Допускаемые к установке колеса |
Количество крепежных отверстий, диаметр их расположения, диаметр центрального отверстия, мм |
Размерность |
Вылет, мм |
Ширина обода |
Вылет, мм |
ВАЗ-2110, -21102, -2111 |
175/70R13 82 T, H |
5J-13H2 |
35 |
5J; 5,5J |
35 |
4x98x58,5 |
175/65R14 82 T, H |
5J-14H2 |
35 |
5J; 5,6J |
35 |
4x98x58,5 |
185/60R14 82 H |
5J-14H2 |
35 |
5J; 5,6J |
35 |
4x98x58,5 |
ВАЗ-21103, -2113, -2112 |
175/65R14 82 T, H |
5J-14H2 |
35 |
5J; 5,6J |
35 |
4x98x58,5 |
185/60R14 82 H |
5J-14H2 |
35 |
5J; 5,6J |
35 |
4x98x58,5 |
Всем без исключения любителям колесного тюнинга следует помнить, что далеко не каждое колесо или шина, даже из подходящих к вашему автомобилю по посадочным местам и геометрическим размерам, официально разрешены для установки на него. В Руководстве по эксплуатации автомобиля четко оговорены размеры колес и шин, допускаемых к установке на автомобили "десятого" семейства.
Индекс Н2 означает наличие на внутренней стороне обода колеса двух хампов - кольцевых выступов, предназначенных для надежной фиксации бортовых колец бескамерной шины. Применение на автомобилях "десятого" семейства колес подходящего размера, но имеющих один хамп или не имеющих хампов, запрещается.
Однако и в пределах этих "допусков" тюнинговать автомобиль можно, и довольно заметно (что, собственно, и требуется от тюнинга).
Колеса
Стальное колесо KFZ (Германия)
Стальное колесо Mefro (Германия)
Считается, что тюнинговать автомобиль стальными штампованными колесами непрестижно. Однако и они бывают вполне добротными, а главное, надолго сохраняют привлекательный внешний вид, при весьма разумной цене. Колеса подходящих для "десяток" размеров выпускают немецкие фирмы KFZ и Mefro. Можно примерить также колеса, предназначенные для автомобилей FIAT моделей "Уно", "Типо", "Темпра", "Пунто", "Браво"/"Брава"/"Мареа", "Крома", поскольку вазовские "десятки" - прямые "родственницы" машин итальянского концерна.
Более популярны для тюнинга колеса из легких сплавов. Чаще в основе сплава лежит алюминий, реже - магний (он менее стоек к коррозии, а кроме того - дороже). Колеса из алюминиевых сплавов в свою очередь, делятся на литые и кованые. Литые колеса изготавливаются механической обработкой отливок. Для кованых колес отливки предварительно проковывают.
Легкосплавные колеса имеют ряд заметных преимуществ перед стальными штампованными. Они весьма привлекательны внешне, разнообразны по дизайну, что позволяет подобрать рисунок спиц по вкусу. Благодаря меньшей массе колес (в среднем они весят на 15-20 % меньше стальных) снижается нагрузка на узлы и детали подвесок автомобиля, облегчаются условия работы амортизаторов, меньшие нагрузки при ударах о дорожные неровности испытывают шины. Автомобиль приобретает лучшую управляемость, становится (пусть незначительно) более динамичным и экономичным, лучше тормозит. Как правило, легкосплавные колеса изготавливаются с высоким качеством, а значит, имеют в среднем меньший дисбаланс в сравнении со стальными, что тоже благотворно сказывается на сроке службы шин и элементов подвески.
Легкосплавное колесо фирмы "Прома" (Россия)
Однако есть у легкосплавных колес и недостатки. Так, при сильном ударе они разрушаются (раскалываются), а не сминаются, как стальные, т.е. ремонту и восстановлению обычно не подлежат. Об этом необходимо помнить - несмотря на то, что сила удара, способного разрушить легкосплавное колесо, значительно превосходит силу, способную деформировать обод стального.
Маркировка колеса (по часовой стрелке)
|
клеймо Госстандарта РФ; товарный знак завода-изготовителя; вылет, мм (35); месяц и год изготовления (6/03 - июнь 2003 г.) |
Диск легкосплавного колеса значительно толще, чем стального. Поэтому стандартные болты для крепления легкосплавных колес не подходят - они имеют недостаточную длину. Специальные болты увеличенной длины, если они не продаются в комплекте с колесами, следует подбирать внимательно: чрезмерно длинные болты могут задевать за неподвижные детали тормоза при вращении колеса, а слишком короткие - недостаточно прочно удерживаться в ступице.
Болты для крепления стальных колес (слева) не подходят для крепления легкосплавных (справа).
Размер «А» должен быть равен толщине фланца ступицы.
Диском называется центральная часть колеса, несущая обод. В диске выполнены отверстия для болтов и центральное отверстие. Часто диском ошибочно называют колесо в целом.
Легкосплавные колеса обычно недешевы и нередко становятся объектами кражи. Для ее предотвращения применяют болты с оригинальными головками ("секретки"), ключи от которых, как предполагается, есть только у владельца автомобиля. Следует помнить, что при утере или повреждении ключа снять колесо можно только методом его разрушения. Подобная необходимость может возникнуть, если к диску колеса "прикипит" защитный колпак болтов или винт (болт) его крепления.
При повреждении наружного декоративного покрытия (обычно прозрачного лака особого состава) легкосплавное колесо теряет привлекательный внешний вид. Особенно сильно страдают легкосплавные колеса от попадания в царапины и сколы на их поверхностях противогололедных реагентов и соли во время эксплуатации автомобиля зимой. Восстановить поврежденное покрытие практически невозможно.
Спрос на легкосплавные колеса довольно велик, поэтому нередко встречаются подделки. Несертифицированные, не прошедшие должных испытаний и проверок колеса в эксплуатации могут оказаться опасными (недостаточно прочными), а их размеры - не соответствовать параметрам автомобиля. Поэтому при покупке комплекта колес в магазине или на рынке следует внимательно изучать их маркировку и требовать у продавца сертификат на продукцию. Не рекомендуется приобретать первые попавшиеся изделия, польстившись на их привлекательность и дешевизну: это может обойтись очень дорого.
Шины
Основные параметры шины заложены в ее обозначении, нанесенном на боковину, например: 175/65R14 82 T Steel Radial Tubeless.
Расшифруем это обозначение:
175 - условная ширина профиля шины в мм;
65 - отношение профиля шины к его ширине в процентах. Если данное обозначение на шине отсутствует, высота профиля составляет 80-82 процента - такие шины называются полнопрофильными. Шины с высотой профиля 70 и менее процентов называются низкопрофильными;
R - обозначение радиальной шины;
14 - посадочный диаметр шины в дюймах;
82 - индекс грузоподъемности шины. Для установки на автомобили "десятого" семейства допускаются шины со значением данного индекса не менее "82", что соответствует грузоподъемности не менее 475 кг;
Т - индекс скорости шины. Для установки на автомобили "десятого" семейства допускаются шины с индексом скорости «Т» (допустимая максимальная скорость 190 км/ч) или «Н» (допустимая максимальная скорость 210 км/ч);
Steel Radial - обозначение шины радиальной конструкции с металлокордным брекером;
Tubeless - обозначение бескамерной шины. Шины, не имеющие подобного обозначения, являются камерными.
Ширина профиля шины связана с шириной обода колеса: чем шире шина, тем более широкий обод требуется для ее установки.
Конструктивные элементы и основные размеры шины
| |
D - наружный диаметр; Н - высота профиля шины; В - ширина профиля шины; d - посадочный диаметр шины; |
1 - каркас; 2 - брекер; 3 - протектор; 4 - боковина; 5 - борт; 6 - бортовое кольцо; 7 - наполнительный шнур. |
Помимо соответствия размерам колеса шина должна соответствовать и параметрам (размерам колесной ниши) автомобиля. Шины, имеющие высокий профиль (полнопрофильные) или большую ширину, могут задевать за неподвижные элементы автомобиля при максимальных ходах подвески, а также при поворотах колеса.
При тюнинге автомобиля важно не только подобрать шины, соответствующие по размерам легкосплавным колесам. Не менее важен правильный выбор шины по ее назначению. Так, наибольшей популярностью у любителей тюнинга пользуются шины спортивного назначения. Для них характерны округлые "плечи" (переходы от протектора к боковинам), направленный рисунок протектора с широкими водоотводящими канавками и прорезями, часто расположенными в виде елочки или бабочки, и широкие шашки протектора небольшой высоты. Диагональная или камерная конструкция, а также каркас без металлического корда у таких шин исключены. Спортивные шины способствуют лучшему качению автомобиля, увеличению его максимальной скорости, улучшению тормозной динамики, снижению общего шума при движении и расхода топлива. Кроме того, они имеют небольшой боковой увод в поворотах и успешно противостоят аквапланированию при движении в дождь.
Схема отвода воды протектором скоростной шины
Однако шины со спортивным рисунком протектора совершенно "беспомощны" при малейшем загрязнении полотна дороги, а также на бездорожье и зимой. Кроме того, шины с низким профилем легче повреждаются при ударах о неровности дороги или при наезде на посторонние предметы. Это приводит не столько к проколам, сколько к искривлению каркаса. Следует помнить, что шины, побывавшие в ремонте после проколов, нежелательно подвергать большим нагрузкам: езде по плохим дорогам и с высокими скоростями.
Устройства повышения проходимости
| |
а - цепи противоскольжения; |
б - "паук" |
Если автомобиль тюнингуется любителем преодолевать бездорожье, на него, как правило, устанавливают шины с высоким профилем и глубоко расчлененным рисунком протектора, обладающие хорошими сцепными свойствами на рыхлых, увлажненных, скользких покрытиях и грунтах. Таким шинам не страшны раскисшие после дождей полевые дороги и снежные наносы зимой. Впрочем, наиболее отчаянным "проходимцам" нелишне напомнить одно известное правило: чем большую проходимость имеет автомобиль, тем труднее вызволить его, если он все-таки застрянет. Поэтому в багажнике помимо прочного буксирного троса должны занять свое место лопата и различные приспособления для повышения проходимости, имеющиеся в продаже: цепи противоскольжения, "пауки", резиновые трапы и др.
С шинами для зимы и бездорожья, как правило, неуютно на асфальте. Из-за высоких шашек протектора они имеют значительный боковой увод, создают сильный шум или гул при движении, из-за высокого сопротивления качению способствуют повышению расхода топлива. А если шина оснащена шипами противоскольжения, к ее недостаткам прибавляется еще и некоторое увеличение тормозного пути автомобиля на сухом (зимой - на промороженном, но чистом) асфальте.
Последствия летней эксплуатации зимней ошипованной шины: шашки протектора повреждены, шипы - на грани выпадения.
Некоторые водители идут на компромисс, устанавливая зимние шины только на переднюю ось автомобиля, а несезонные - на заднюю. Правила дорожного движения не запрещают подобного (напомним, что недопустима установка шин различной конструкции и с различным рисунком протектора на одну ось). Но в таком случае в автомобиль необходимо загрузить сразу два запасных колеса вместо одного: одно с зимней шиной, другое - с летней. Иначе неминуемо возникнет противоречие с Правилами, а в них такой пункт появился, очевидно, не случайно. Эксперимент, проведенный испытателями журнала "За рулем", показал, что при установке на одну ось шин с различным рисунком протектора поведение автомобиля резко ухудшается, причем особенно - при торможении (возможны резкие, порой непредсказуемые заносы и развороты).
Добавим, что установка сезонных шин только на ведущую ось автомобиля, конечно, несколько улучшает его поведение (например, при установке зимних шин - на скользкой дороге). Но окончательно "зимним" автомобиль при этом, безусловно, не становится. А летом зимние шины даже на неведущей оси будут достаточно интенсивно изнашиваться от контакта с сухим асфальтом и от высоких скоростей движения, для которых они не предназначены.