Фотогалерея

Нажмите для увеличения



-= Оцените сайт =-

 Сойдёт...
 Не понравилось
 Чего-то не хватает
 Отлично!

 


7. Классификации моторных масел (Статьи. Полезный материал для ознакомления)

7. Классификации моторных масел


Предыдущая статья: Трансмиссионные маслаОглавлениеСледующая статья: Высоковольтные провода зажигания. Подключение и устройство


1. Современные классификации моторных масел
2. Основные классификации и маркировки
3. Что такое SAE?
4. Что такое API?
5. Что такое CCMC?
6. Что такое ACEA?
7. Что такое ILSAC?
8. Что такое MIL?
9. Что такое ГОСТ 17479.1-85?
1. Современные классификации моторных масел

Многообразие типов, конструкций двигателей и условий их работы предопределяет необходимость применения для их смазывания моторных масел с существенно различающимися свойствами.

Двигателестроители в инструкциях по эксплуатации, а производители моторных масел в проспектах, рекламе, маркировании тары используют одни и те же условные обозначения свойств, областей применения и характеристик масел, принятые в классификациях:
SAE (Американское общество автомобильных инженеров),
API (Американский институт нефти),
АСЕА (Ассоциация европейских производителей автомобилей) с 1996 г. пришла на смену ССМС (Комитету производителей автомобилей европейского Общего рынка),
ILSAC (Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов - совместная американо-японская классификация),
MIL-L (спецификации Военного ведомства США),
ГОСТ 17479.1-85 (Российская классификация по вязкостно-температурным и эксплуатационным свойствам).

Дополнительно ведущие производители автомобилей подвергают масла испытаниям по собственным программам, после чего допускают масла, выдерживающие такие испытания, в качестве масел первой заправки для всех или определенных типов техники своего производства. Такие спецификации называют допусками.

Важнейшие, наиболее часто упоминаемые фирменные спецификации (допуски) моторных масел имеют следующие обозначения:
• Volvo VDS, Volvo VDS-2;
• Volkswagen: VW 500.00, VW 501.00, VW 502.00, VW 505.00;
• Rover: RES 22 OL G-4, RES 22 OL PD-2, RES 22 OLD-5;
• BMW "Special Oils";
• Mercedes-Benz: MB 229.1, MB 228.5, MB 228.2/3, MB 228.0/1, MB 227.0/1;
• MAN 270, MAN 271, MAN QC 13017, MAN M 3275, MAN M 3277;
• MTU Type 1, MTU Type 2;
• MACK EO-K, MACK EO-L;
• Ford: E3E-M2C 153-Е (в США), WSE-M2C 903 (в Европе);
• General Motors: GM 6094 M,GM 4718 M, GM 4717 M.

В соответствии с классификацией SAE регламентируются вязкостно-температурные показатели моторных масел, т. е. их практическая вязкость.

Эксплуатационные свойства масел (качество) определяются по классификациям, разработанным API и АСЕА, а также устаревшей, но все еще иногда применяемой ССМС.

Из всех существующих классификаций вязкости моторных масел для четырехтактных двигателей в России больше всего прижилась SAE, созданная по методике Американского общества автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers). Под SAE адаптирован отечественный ГОСТ 17479.1-85.

Европейские стандарты считаются более строгими, чем американские. Объясняется это тем, что условия эксплуатации и более компактные двигатели на европейских моделях позволяют снимать больше мощности с единицы объема.
2. Основные классификации и маркировки

КлассификацияПример маркировкиКраткое описание
SAESAE 10W-40

SAE 15W-40

SAE 30

SAE 0W-40

SAE 10W

SAE 20W-50
Говорит о сохранении свойств масел при изменении температуры. Обозначается одним (сезонное), чаще двумя числами (всесезонное). Число, стоящее перед W (Winter ) - "зимний" параметр, чем он меньше, тем при более низкой темтературе можно использовать масло. Минимум 0. Число, стоящее без знака W, - летний параметр, показывает степень сохранения густоты при нагреве. Чем этот параметр выше, тем лучше. Максимум 60. Если число одно, то наличие знака W говорит, что масло зимнее, в случае его отсутствия - летнее.
APIAPI SJ/CF

API SF/CC

API CD/SG

API CE

API CE/CF-4

API SJ/CF-4

API EC I
Позволяет оценить эксплуатационные качества масла. Состоит из показателя (первая буква) для бензиновых - S (Service) и для дизельных - C (Соmmercial) двигателей. Буква, стоящая за каждым из этих показателей, говорит об уровне качества для соответствующих типов двигателей, для бензиновых двигателей изменяется в пределах от А до J, для дизельных - от А до F(G). Чем буква дальше по алфавиту от А, тем лучше. Цифра 2 или 4, стоящая за одним из обозначений, означает, что масло предназначено соответственно для двух- и четырехтактных двигателей. Универсальные масла имеют оба допуска, например, SG/CD. Спецификация, идущая первой, говорит о предпочтении использования, т, е. SG/CD - "более бензиновое", CD/SG - "более дизельное". Наличие букв ЕС после обозначения масла по API означает Energy Conserving, т. е. энергосберегающее. Римская цифра I говорит об экономии топлива не менее 1,5%; II - не менее 2,5; III - не менее 3%.
ACEAACEA A3-96

ACEA B3-96

ACEA A2

ACEA B2
Качественная характеристика. Имеет три категории: А - для бензиновых двигателей, В - для дизельных двигателей легковых автомобилей и Е - для дизельных двигателей грузовых автомобилей. Цифра за категорией обозначает уровень качества масла. Чем больше цифра, тем в более тяжелых условиях может работать двигатель, использующий данное масло. Обозначение, например, АЗ-96, говорит, что масло соответствует классу A3 спецификации АСЕА в редакции 1996.
CCMCCCMC G4

CCMC D1

CCMC G2
Европейская устаревшая классификация качества масел. Разделяет масла на категории: G (GasoUne) - для бензиновых двигателей, D (Diesel) - для грузовых дизелей, PD - для легковых дизелей. Цифра, стоящая за категорией, указывает на уровень качества масла. Чем выше номер, тем качественнее масло.
MIL-LMIL-L-2104A

MIL-L-46152D

NATO-CODE
Войсковая спецификация. Аналог классификации API. Оценивает качество масел. MIL-L-2104 - для дизельных и MIL-L-46152 для бензиновых двигателей. Буква, стоящая за кодом, указывает на уровень качества, для бензиновых двигателей изменяется в пределах от А до D, для дизельных - от А до Е. Чем буква дальше по алфавиту от А, тем лучше. Для бензиновых и дизельных двигателей NATO-CODE является высшим классом.
ГОСТ
17479.1-85
М-8В

М-6з/10В

М-6з/10Г1
Российская классификация по вязкости (адаптирована под SAE). Марки отечественных моторных масел начинаются с буквы М, (что значит "моторное", а не код группы!), за которой указывается величина вязкости (для всесезонных масел - двойное обозначение, разделенное знаком дроби). Завершается буквенным обозначением группы (А, Б, В, Г, Д, Е) с индексом 1 - для бензиновых или 2 - для дизельных двигателей. Отсутствие такого индекса указывает на универсальность масла. В маркировке загуститель обозначается строчной буквой "з", что свидетельствует о принадлежности масла к группе всесезонных.

3. Что такое SAE?

SAE классификация масел по вязкости, разработанная Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE), подразделяет масла на классы по текучести, т.е. способности масла течь и одновременно "прилипать" к поверхности металла. Она действует в Европе, США, Японии и других странах.

Вязкость жидкости - это выражение внутреннего трения ее молекул друг с другом. Считается, что вязкость - это сопротивление, которое препятствует передвижению одной частицы масла.

В настоящее время кинематическая вязкость моторных масел измеряется при двух температурах (40°С и 100°С) в сантистоксах (сокращенно cST или сСт). Она и измеряется, например, в капилляр-визкозиметрах, как время вытекания определенного количества масла из очень узкого сосуда при воздействии силы тяжести в мм2/с.

Динамическая вязкость измеряется в миллипаскаль-секундах при температуре 150°С (сокращенно: mPa•s или мПа•с).

Прокачиваемость - способность масляного насоса прокачать масло при минимальной температуре.

Проворачиваемостъ - способность стартера проворачивать двигатель при минимальной температуре.

Класс SAE сообщает потребителю диапазон температуры окружающей среды, в котором масло обеспечит проворачивание двигателя стартером (первая слева колонка), прокачивание масла масляным насосом по смазочной системе двигателя под давлением при холодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в узлах трения (вторая слева колонка), и надежное смазывание летом при длительной работе в максимальном скоростном и нагрузочном режиме.

Классификация SAE J 300 APR 97
Класс пo SAEНизкотемпературная вязкостьВысокотемпературная вязкость
Проворачивание*Прокачиваемость**Вязкость***, мм2/с, при 100°СВязкость****, мПа•с, при 150°С и скорости сдвига 106с-1, нe менее
Максимальная вязкость, мПа•с, при t, °СМаксимальная вязкость, мПа•с, при t, °СMinMin
0W3250 при -30°С60000 при -40°С3,8--
5W3500 при -25°С60000 при -35°С3,8--
10W3500 при -20°С60000 при -30°С4,1--
15W3500 при -15°С60000 при -25°С5,6--
20W4500 при -10°С60000 при -20°С5,6--
25W3250 при -5°С60000 при -15°С9,3--
20--5,6<9,32,6
30--9,3<12,52,9
40--12,5<16,32,9*a
40--12,5<16,33,7*aа
50--16,3<21,93,7
60--21,9<26,13,7

* Вязкость измеряется по методу ASTM D 5293 на вискозиметре CCS.
** Вязкость измеряется по методу ASTM D 4684 на вискозиметре MRV (напряжение сдвига не допускается при любом значении вязкости).
*** Вязкость измеряется по методу ASTM D 445 на капиллярном вискозиметре (кинематическая).
**** Вязкость измеряется по методам ASTM D 4683 или CEC L-36-A-90 на коническом имитаторе подшипника.
*a Это значение для классов SAE 0W-40, 5W-40, 10W-40.
*аа Это значение для классов SAE 40, 15W-40, 20W-40, 25W-40.

Классификация подразделяет моторные масла на шесть зимних классов (0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W) и пять летних (20, 30, 40, 50 и 60). В этих рядах большим числам соответствует большая вязкость. Всесезонные масла, пригодные для круглогодичного применения, обозначают сдвоенным номером, один из которых указывает зимний, другой - летний класс, например, SAE 5W-30 или 10W-40, 15W-40, 20W-50 и т. п.

Классификация SAE J 300 APR 97 для зимних масех устанавливает максимальные значения динамической вязкости при низких температурах и минимальные значения кинематической вязкости при 100°С. Для летних масех установлены пределы кинематической вязкости при 100°С и минимальные значения динамической вязкости при 150°С и скорости сдвига 106с-1.

Всесезонные масла отвечают требованиям к одному из зимних и к одному из летних масел одновременно, т. е. обладают очень пологой зависимостью вязкости от температуры. Это достигается загущеннием маловязких масел специальными макрополимерными присадками, повышающими индекс вязкости, иначе говоря, загущающими масло в области высоких температур больше, чем в области низких температур, и (или) использованием синтетических компонентов в качестве основы масла.

Примерное соответствие российской (ГОСТ 17479.1-85) и SAE классификаций.

Классификации моторных масел SAE
Класс по SAEРоссияКинематическая вязкость при 100°С (мм2/с)Назначение
MinMax
0W-3,8-З
и
м
н
и
е
5W3,8-
10W4,15-
15W5,6-
20W5,6-
25W-9,3-
2065,6<9,3Л
е
т
н
и
е
2085,6<9,3
30109,3<12,5
30129,3<12,5
401412,5<16,3
401612,5<16,3
502016,3<21,9
60-21,9<26,1
5W203з/8--В
с
е
с
е
з
о
н
н
ы
е
10W204з/6--
10W204з/8--
10W304з/10--
15W305з/10--
15W305з/12--
20W306з/10--
20W306з/12--
20W406з/14--
20W406з/16--

Для двигателей различной конструкции температурные диапазоны работоспособности масла данного класса по SAE существенно различаются. Они зависят от мощности стартера, минимальной пусковой частоты вращения коленчатого вала, требуемоего для пуска двигателя, от производительности масляного насоса, от гидравлического сопротивления маслоприемного тракта и многих других конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов (техническое состояние автомобиля, качество бензина или дизтоплива квалификация водителя и т. п.).

Сочетание значений вязкости летнего и зимнего сортов масла не означает арифметического сочетания свойств вязкости. Так, например, масло 5W-30 рекомендовано к эксплуатации при температурах окружающей среды от -30°С до +20°С. Вместе с этим летнее масло 30 может работать при температурах до 30°С, но только выше нуля.

В целом же термин "рекомендовано к эксплуатации" очень и очень условный.

Каждый двигатель каждой марки автомобиля отличается уникальным сочетанием степени форсированности, теплонапряженности, особенностей конструкции, применяемых материалов и так далее, вплоть до качества обработки поверхностей. Таким образом, владельцу Subaru не следует слепо использовать таблицу допустимых температур Chrysler.

Для автомобилей «Жигули» эта таблица выглядит следующим образом:

Класс по SAEРабочий диапазон температур, °С
5W30от -30 до +20
5W40от -30 до +35
5W50от -30 до +45
10W30от -30 до +20
10W40от -25 до +35
10W50от -25 до +45
15W30от -20 до +35
15W40от -20 до +45
15W50от -20 до +45
20W30от -15 до +40
20W40от -15 до +45
20W50от -15 до +45

Следует помнить, что классификация SAE J 300 распространяется только на вязкостно-температурные свойства моторных масел и не сообщает никакой информации об их эксплуатационных качествах.
4. Что такое API?

Классификацию API (American Petroleum Institute Американский институт нефти) еще называют классификацией по уровню качества. Она подразделяет моторный масла на две категории: «S» (Service) и «С» (Commercial). К первой относятся масла, предназначенные для примененния в бензиновых двигателях, а ко второй - в дизельных двигателях (дизельные масла). Универсальные масла, которые могут использоваться для смазывания как бензиновых двигателей, так и дизелей, имеют обозначения o6eх категорий (через дробь). Например: SF/CD, SJ/CF-4, СF-5. Спецификация, идущая первой, говорит о предпочтении пользования, т.е. SG/CD - «более бензиновое», CD/SG - «более дизельное».

Обозначение состоит из двух букв, первая из которых определяет принадлежность к одной из двух категорий, вторая обозначает уровень эксплуатационных свойств. Чем ближе находится вторая буква к началу латинского алфавита, тем ниже эксплуатационные свойства данного масла. Чем дальше по алфавиту эта буква, тем для более современных моделей автомобилей предназначено масло.

Классы дизельных масел CD и CF подразделяются на масла для 2- и 4-тактных дизелей, обозначаемых дополнительной цифрой, например, CD II, CF-2, CF-4, CG-4.

Принадлежность масла к определенному классу устанавливается в ходе классификационных испытаний в двигателях или моторных установках. При этом оценке подлежат моющие, диспергирующие, противоизносные, антикоррозийные, антиокислительные и другие свойства сертифицируемых масел.

Уровни эксплуатационных свойств в порядке их возрастания обозначают первыми буквами латинского алфавита, стоящими за знаками категорий «S» или «С».

Уровни эксплуатационных свойств по API в порядке возрастания требований к качеству подразделяются в категории «S» на девять классов (SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH и SJ), а в категории «С» на одиннадцать классов (СА, СВ, СС, CD, CD-11, СЕ, CF, CF-2, CF-4, CG-4, CH-4).

Классификация API постоянно редактируется. Устаревшие классы масел исключаются (например, SA-SG - для бензиновых и СА-СЕ - для дизельных двигателей). Тем не менее, эти классы не сняты с производства - ведь автомобили с двигателями, требующими этих масел, еще применяются, поэтому и масла для них выпускаются.

Масла устаревших в США классов API следует применять, если они рекомендованы изготовителем техники, записаны им в инструкцию по эксплуатации.

В новых редакциях классификации приводятся и варианты замены - например, отмечено, что вместо старых универсальных масел классов SE/CC и SF/CC можно использовать масла класса SG. Кроме того, в классификацию введены новые классы SJ и СН. Масла этих классов обладают наилучшими на сегодня эксплуатационными свойствами.

Моторные масла, прошедшие лицензирование в API, принято маркировать символом, показанным на рисунке.

Эта логограмма, наносимая на канистры, бочки, контейнеры, содержит в виде условных обозначений огромный объем информации обо всех упомянутых выше характеристиках и свойствах моторного масла, по которым оно классифицировано. Проводят классификационные испытания и проверяют соответствие имеющихся на рынке продуктов их маркировке независимые уполномоченные лаборатории.

В центральном круге логограммы указывают вязкостный класс масла по классификации SAE J 300.

В верхнем полукольце логограммы условными знаками классификации API, приведенной в табл., сообщается информация об области применения и уровне ряда важнейших эксплуатационных свойств масла.

В нижнем полукольце логограммы отмечается наличие у данного масла энергосберегающих свойств. В описаниях способность масла обеспечивать экономию топлива часто обозначают аббревиатурой после класса по API (например, API SJ/CF-4, ЕС II, где ЕС означает Energy Conserving - энергосберегающее). Отсутствие надписи в нижнем полукольце указывает на то, что в сравнении с эталонным маслом данный продукт не дает экономии топлива.

Градация ЕС I означает наличие умеренных энергосберегающих свойств - экономию топлива не менее 1,5%, ЕС II - не менее 2,5%, ЕС III - не менее 3%. Не стоит, тем не менее, бросаться проверять расход бензина. Цифры экономии получены в лабораторных условиях. Наличие символов ЕС на этикетке гарантирует, по крайней мере, то, что его производители знакомы с современными методами классификации и маркировки.

Масла, обладающие высокими антифрикционными свойствами, обеспечивают экономию топлива за счет снижения трения в самом двигателе. Энергосберегающие масла обычно содержат присадки - модификаторы трения и имеют относительно низкую вязкость.

Соответствие масла классу, заявленному изготовителем, определяется проведением лабораторных и моторных испытаний по комплексам методов, установленным классификацией API причем результаты всех испытаний должны быть не хуже заданных проходных критериев. Универсальные масла испытывают на соответствие требованиям двух классов разных категорий по API.

Не стоит забывать о том, что требования к моторным маслам со стороны европейских производителей автомобилей существенно отличаются от требований классификации API. Отличия обусловлены особенностями эксплуатационных условий и конструкционных решений в США и странах Западной Европы.

В тех случаях, когда для оценки свойств масел европейская классификация использует американские методы моторных испытаний, например, Sequence III E, проходные критерии по европейской классификации значительно ужесточены. Еще одно существенное отличие европейских требований к моторным маслам обусловлено значительной долей машин с дизельным приводом в парке легковых автомобилей европейских стран. Дизели с малым рабочим объемом и, следовательно, с малым диаметром цилиндра необходимо смазывать специальными маслами с высокими диспергирующими и противоизноснымй свойствами, сохраняющимися при значительном накоплении в масле сажи от неполного сгорания дизельного топлива.
5. Что такое CCMC?

Комитет производителей автомобилей европейского Общего рынка - ССМС (Committee of Common Market automobil Constructors), основанный в 1972 г., в 1975 г. опубликовал требования к качеству моторных масел для двигателей европейской сборки. В 1991 г. спецификация была переработана с учетом новых требований по продле нию интервалов замены масла и требований по увеличе-нию термической и окислительной стабильности.

Классификация ССМС включает все испытания API и предписывает дополнительное, более строгое тестирование на европейских испытательных двигателях (см. табл. ниже) Комитет ССМС прекратил свою деятельность в 1996 г., но обозначения этой классификации все еще встречаются на этикетках моторных масел.

ССМС разделяет моторные масла на три категории:
1) G (Gasoline - бензин) - для бензиновых двигателей;
G4 - для бензиновых двигателей.
G5 - масла с хорошими антифрикционными свойствами для бензиновых двигателей.
2) D (Diesel) - для дизельных двигателей грузовиков;
D4 - для дизельных двигателей грузовых автомобилей без наддува и с наддувом.
D5 - для дизельных двигателей грузовых автомобилей без наддува и с наддувом при удлиненных интервалах смены масла, SHPD-уровень.
3) PD - для дизельных двигателей легковых автомобилей.
PD2 - для дизельных двигателей легковых автомобилей без наддува и с наддувом.

ССМС G4. По вязкости соответствует маслам по SAE 10W-XX и 20W-XX. По качеству отвечает более высоким требованиям, чем по спецификации API SG, по степени износа клапанных коромысел, по склонности к образованию высокотемпературных отложений, до стабильности к окислению, шламообразованию и износу деталей двигателей.
ССМС G5. По вязкости соответствует маслам по SAE 5W-XX и 10-ХХ. Превышает требования API SG по степени износа клапанных коромысел, по склонности к образованию высокотемпературных отложений, по стабильности к окислению, по моющим и противоизносным свойствам.
ССМС РD2. Ужесточены требования по закоксованию поршневых колец и степени износа коромысел клапанов.

Классификация ССМС для бензиновых двигателей
Класс ССМСОписание
G1Для моторов, выпущенных до 1989 г. Примерно соответствует API SE. Дополнительно были проведены лабораторные исследования и испытания двигателя.
G2Для моторов, выпущенных до 1990 г. Примерно соответствует API SF. Дополнительно были проведены лабораторные исследования и испытания двигателя.
G3Для моторов, выпущенных до 1990 г. Примерно соответствует API SF. Дополнительно были проведены испытания двигателя. Отвечает строгим требованиям по стабильности смазывающих свойств, устойчивости к процессам окисления и старения. Применяется для легкотекучих масел.
G4Примерно соответствует API SG. Дополнительно были проведены испытания по предупреждению образования осадка и процесса износа. Применимо для универсальных моторных масел
G5Примерно соответствует API SG. Легкотекучее моторное масло с низкой вязкостью. Отличается от G4 более жесткими общими требованиями к качеству масла.

Классификация ССМС для дизельных двигателей грузовых автомобилей
Класс ССМСОписание
D1Для моторов, выпущенныхдо 1989 г. Примерно соответствует API CC. Были проведены дополнительные испытания дизельных двигателей грузовиков.
D2Для моторов, выпущенныхдо 1990 г. Примерно соответствует API СЕ. Были проведены дополнительные испытания двигателей с турбонадду вом и возможностей удлиненного интервала замены масла.
D3Для моторов, выпущенныхдо 1990 г. Примерно соответствует API СЕ. Были проведены дополнительные испытания двигателей с турбонавдувом и возможностей удлиненного интервала замены масла.
D4Примерно соответствует API СЕ. Были проведены дополнительные испытания двигателей с турбонадду вом, а также усовершенствованы свойства по износостойкости и присадки, предотвращающие сгущение масла.
D5Легкотекучее моторное масло низкой вязкости, применяется при тяжелых нагрузках и удлиненных интервалах замены масла в двигателях с турбонаддувом.

Также в спецификацию входят масла SHPD (Super High Perfomance Diesel).

Классификация ССМС для дизельных двигателей легковых автомобилей
Класс ССМСОписание
D1Для моторов, выпущенных до 1989 г. Примерно соответствует API CD и CCMC D2. Применяется в быстрооборотных европейских двигателях с турбонаддувом и без. Отличается высоким требованием по качеству.
D2Для моторов, выпущенных до 1990 г. Применяется в мощных двигателях и отличается от PD 1 особо жесткими требованиями по качеству.

6. Что такое ACEA?

Ведущие автомобилестроители европейских стран разработали и с 1 января 1996 г. ввели в действие классификацию моторных масел АСЕА (Association des Constracteuis Europeen des Automobiles - Ассоциация европейских производителей автомобилей), которая базируется на европейских методах испытания, а также использует некоторые общепризнанные американские моторные и физико-химические методы испытания по API, SAE и ASTM.

Классификация АСЕА заменила еще иногда упоминаемую в документации и описаниях масел отмененную классификацию ССМС (Комитет производителей автомобилей европейского Общего рынка) и установила новую, более жесткую, по сравнению с ССМС, европейскую классификацию моторных масел по эксплуатационным свойствам.

С 1 марта 1999 г. все новые масла должны соответствовать более современным требованиям - требованиям АСЕА-98. Однако до 1 марта 2000 г. допускается использование требований АСЕА-96. После этой даты все масла должны соответствовать требованиям АСЕА-98.

Имеются три различные АСЕА-категории:
• А (для бензиновых двигателей легковых автомобилей);
• В (класс масел для дизельных двигателей малой мощности (Light Duty), устанавливаемых на легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности);
• Е (класс масел для мощных дизельных двигателей (Heavy Duty) тяжелых грузовых автомобилей, автобусов, тракторов и т. п).

Цифра, стоящая за буквой, отражает эксплуатационные достоинства масла. В каждой группе моторное масло делится на категории (1-5). Чем больше порядковый номер в группе, тем качественнее моторное масло. При дальнейшем видоизменении классификации АСЕА изменяют код года и этим определяют новый класс, например, А1-96 заменяют на А1-98, АЗ-96 на АЗ-98.

Требования европейских стандартов к качеству моторных масел являются более строгими, чем американских.

В Европе условия эксплуатации и конструкция двигателей отличаются от американских:
• более высокой степенью форсирования и максимальными оборотами;
• меньшей массой двигателей;
• большей удельной мощностью;
• большими допустимыми скоростями передвижения;
• более тяжелыми городскими режимами.

Ввиду этих особенностей испытания моторных масел проводятся на европейских двигателях и по методикам, отличающимся от американских. Это не позволяет напрямую сравнивать уровни требований и стандартов АСЕА и API.

Европейская система классификации АСЕА предусматривает лабораторные и моторные (стендовые) испытания, при помощи которых проверяются показатели качества для обеспечения гарантированной и непрерывной смазки двигателей при любых эксплуатационных и температурных условиях, так как считается, что они являются одними из основных, обеспечивающих надежную и бесперебойную работу двигателей.

Новые требования 1998-1999 гг. предусматривают включение новых испытаний и ужесточение требований по результатам существовавших испытаний.

Современная классификация моторного масла по АСЕА
Категория и класс по АСЕАОбласть и условия применения
A1-96Масла для двигателей, допускающих применение масел с низкой вязкостью в условиях высоких температур и высоких скоростей сдвига. Этим достигается достаточно высокая экономия топлива. Обладают достаточно высокими противоизносными свойствами. Не допускается применение этих масел для двигателей, требующих скорость сдвига 3,5 мПа•с. Возможность применения этих масел определяется руководством по эксплуатации конкретного автомобиля. Топливосберегающее масло, у которого хорошая термостабильность, минимальное образование отложений и износ двигателя.
A1-98Масла отвечают более высоким требованиям по эксплуатационным параметрам и используются в двигателях, допускающих скорость сдвига более 3,5 мПа•с с удлиненными интервалами замены. Обеспечивают высокую степень энергосбережения, защиту от изнашивания. Обязательно испытываются на экономию топлива.
A2-96Масла универсальные, допускаются к применению в большинстве бензиновых двигателей при нормальных интервалах замены. Не обеспечивают достаточной степени защиты высокофорсированных двигателей. Качественное моторное масло, широко распространенное в Европе.
A3-96Масла универсальные, с высочайшими эксплуатационными свойствами для мощных высокоэффективных бензиновых двигателей. Допускают удлиненные интервалы замены, круглогодичное использование и применение в тяжелых режимах эксплуатации. Ограничено увеличение вязкости в жестких пределах, обеспечивают чистоту поршней и более высокую производительность двигателя, чем бывшее моторное масло CCMC GS. Для производства масел этой группы используют самые эффективные современные присадки (диспергирующие, антиокислительные и т. д.). АЗ-96 - это современное моторное масло высшего качества.
A3-98В дополнение к АЗ-96 усложнены условия прохождения высокотемпературных тестов.
B1-96Масла предназначены для двигателей, допускающих применение масел с низкой вязкостью в условиях высоких температур и высоких скоростей сдвига. Этим достигается достаточно высокая степень экономии топлива. Обладают достаточно высокими противоизносными свойствами. Не допускаются к применению в двигателях, требующих скорость сдвига 3,3 мПа•с. Возможность применения этих масел определяется руководством по эксплуатации конкретного автомобиля. Топливосберегающее масло, предотвращающее образование осадков, загущение масла и износ клапанного механизма.
B1-99По сравнению с В1-96 отвечают более высоким требованиям по приросту вязкости, и образованию шлама. Обязательно испытываются на экономию топлива.
B2-96Универсальные масла для большинства дизельных двигателей легковых автомобилей и фургонов при нормальных интервалах замены. Не обеспечивают достаточной степени защиты высокофорсированных двигателей. То же, что и В1, плюс улучшенная защита подшипников, более высокая производительность двигателя, чем бывшее моторное масло CCMC PD2.
B2-98По сравнению с В1-98 отвечают более высоким требованиям по приросту вязкости и образованию шлама.
B3-96Масла обладают высокой стабильностью свойств и предназначены для двигателей с высокой производительностью легковых автомобилей и легких фургонов. Допускают удлиненные интервалы замены и круглогодичное использование, применение в тяжелых режимах эксплуатации. Более жесткие пределы чистоты поршня, увеличение вязкости, уменьшение сажи в масле с помощью эффективно подобранных диспергирующих присадок. ВЗ-96 - наилучшее моторное масло для европейских легковых автомобилей и джипов с дизельными двигателями.
B3-98По сравнению с В3-96 отвечают более высоким требованиям по приросту вязкости и образованию шлама.
B4-96Масла для двигателей с непосредственным впрыском топлива легковых автомобилей и фургонов. Дополнительно испытывается в 4-цилиндровом двигателе VWDI с непосредственным впрыском топлива.
E1-96 - E5-99 Класс масел для мощных дизельных двигателей коммерческих автомобилей
E1-96Масла заменяют масла ССМС Д4, но более высокого качества. Для мощных дйигателей без турбонад-дува. Всесезонные. Допускают продление интервала замены для более старых двигателей, хорошая стойкость к термоокислению, минимальное образование шламов, великолепная защита клапанного механизма от износа и зеркала цилиндра. Большая защита от износа, чем ССМС D4.
E2-96Масла всесезонные с улучшенными противоизнос-ными свойствами, уменьшают образование нагара и отложений. С удлиненным интервалом замены двигателей грузовых автомобилей с турбонаддувом от 20000 до 45000 км. Проверяются на совместимость с эластомерными прокладками. Для тяжелых дизелей, в том числе и с турбонаддувом.
E3-96Масла заменяют масла ССМС Д5, но более высоко-то качества. Всесезонные с удлиненным интервалом замены в обычных дизельных двигателях и дизелях с турбонаддувом, для двигателей грузовых автомобилей выпуска 1988 г. Обеспечивают чистоту поршней, уменьшают износ деталей и резерв мощности двигателей, проверяются на совместимость с эластомерными прокладками. Производительность двигателя увеличивается на 20% по сравнению с ССМС D5.
E4-99Новые, наиболее совершенные масла для мощных и быстроходных дизелей Enro1, Euro2 и ЕuгоЗ с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива. Рассчитаны на замену через 80000 км пробега при магистральных режимах или через 45000-60000 км при отсутствии специального промежуточного фильтра масла.
E5-99Новое, наиболее совершенное масло, не имеющее аналогов по качеству, для мощных и быстроходных двигателей Eurol, Euro2 и ЕuгоЗ. Отвечает требованиям европейских и американских производителей автомобилей. Отличается стабильностью свойств, продленным интервалом замены, обеспечивает чистоту двигателя, лучше предохраняет детали от износа.

В таблице современная классификация АСЕА представлена в сопоставлении с классификациями моторных масел по API, ILSAC, ССМС. Важно отметить, что речь идет не об идентичности или взаимозаменяемости, а лишь о примерном соответствии классов АСЕА и других классификаций.

Соответствие масел классам АСЕА точно так же проверяется установленными для каждого класса комплексами лабораторных и моторных испытаний.

В отличие от классификации API лабораторными испытаниями обязательно проверяют совместимость масел с эластомерами, стойкость загущенных масел к механической деструкции, а также сульфатную зольность, которая должна быть не более 1,5% у масел категории А и не более 1,8 и 2,0% у масел категорий В и Е соответственно.

КлассификацияМасла для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, фургоновМасла для дизелей легковых автомобилей, микроавтобусов, фургоновМасла для дизелей тяжелых грузовиков, автопоездов, коммерческих автомобилей
ACEA96A1-96A2-96A3-96B1-96B2-96B3-96-E1-96E2-96E3-96--
ACEA98-99A1-98A2-98A3-98B1-98B2-98B3-98B4-98E1-96 issue 2E2-96 issue 2E3-96 issue 2E4-99E5-99
CCMC (отменена)-G-4G-5-PD-2--D-4D-4+D5 SHPD--
API-SHSJ----CDCD+CF-4CG-4CH-4
ILSACGF-1-----------
GF-2

Моторные испытания по классификации АСЕА проводят в полноразмерных двигателях европейского производства по методам СЕС (Европейский координационный совет по методам испытаний топлив и масел). Только масла для бензиновых двигателей испытывают также по американским методам Sequence III E и V Е, а дизельные масла классов Е2-96, ЕЗ-96 и Е4-98 по методу MACK T-8. Масла класса Е5-99, кроме того, испытывают по методам Cummins M-11 и MACK T-9, а метод MACK T-8 используется в ужесточенном варианте.

Масла классов А1-98 и АЗ-98 идентичны по всем требованиям и соответствуют высшему уровню. Разница между ними в том, что первые - энергосберегающие.

Масла класса А2-96 issue 2 отвечают стандартному уровню. Следует принять во внимание, что в классификации АСЕА масла класса А1-96 соответствовали стандартному уровню, т.е. А2-96. Различие между ними, как и в предыдущем случае, только в том, что первые - энергосберегающие.

Масла классов В1-98 и В2-98 соответствуют стандартному уровню, но первые являются энергосберегающими.

Масла класса ВЗ-98 отвечают высшим современным требованиям к маслам для дизелей легковых автомобилей с разделенной камерой сгорания. Масла класса В4-98 предназначены для дизелей с, непосредственным впрыскиванием топлива. Они имеют стандартный уровень эксплуатационных свойств.

В категории Е все классы различаются по уровню эксплуатационных свойств, которые возрастают от класса El-96 issue 2 до класса Е5-99. Масла класса El-96 issue 2 применяют в безнаддувных дизелях. Масла класса Е2-96 issue 2 дают возможность эксплуатировать безнаддувные дизели с увеличенными сроками замены масла и обеспечивают надежную работу дизелей с умеренным наддувом в обычных, не экстремальных условиях эксплуатации. Масла класса ЕЗ-96 issue 2 предназначены для высокофорсированных дизелей с турбонаддувом, выполняющих требования норм Euro II по выбросам токсичных веществ и эксплуатируемых в тяжелых условиях с увеличенными сроками замены масла. Масла классов Е4-99 и Е5-99 предназначены для смазывания дизелей грузовых автомобилей новейших моделей, отличающихся высоким уровнем форсирования и эксплуатацией в особо тяжелых условиях с увеличенным сроком замены масла.
7. Что такое ILSAC?

Американская ассоциация производителей автомобилей ААМА и Японская ассоциация производителей автомобилей SAMA совместно создали Международный комитет по стандартизации качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей и сформулировали единые минимальные требования к моторным маслам для 4-тактных бензиновых двигателей и классификации ILSAC, которая пока содержит два класса масел, обозначаемых GF-1 и GF-2. Они практически идентичны классам API SH и SJ соответственно.

Основное отличие состоит в том, что масла классов GF-1 и GF-2 обязательно энергосберегающие и всесезонные.

Категория ILSAC GF-1 - (устарела), соответствовала требованиям качества категории API SH; вязкости SAE 0W-XX, 5W-XX, 10W-XX, где ХХ-30, 40, 50, 60

Категория ILSAC GF-2 - принята в 1996 г., соответствует требованиям качества категории API SJ, вязкости SAE 0W-20, 5W-20.

Категория ILSAC GF-3 - предполагается ввести в действие с 2001 г., будет соответствовать новой категории API SL.
8. Что такое MIL?

Наряду со спецификациями качества API, используются спецификации Военного ведомства США, обозначаемые индексом MIL:
MIL-L - для смазочных масел;
MIL-G - для пластических смазок;
MIL-H - для гидравлических жидкостей.

MIL-L - Military Specifications. Эта спецификация принята в США одновременно со спецификацией API. Разделяет моторные масла на две категории:
MIL-L-46152 - для бензиновых двигателей;
MIL-L-2104 - для дизельных двигателей (примерное соответствие классификаций API и MIL-L дано в таблице).

Спецификация создана для классификации масел для грузовых автомобилей и другой крупной автотехники. В США низкие цены на бензин, поэтому многие автобусы и грузовые автомобили оснащают бензиновыми двигателями.

С 1992 г. военные спецификации поменяли свой индекс на CID. В настоящее время действуют две спецификации - CIDA-A-52306 для масел бензиновых и CIDA-A-52309 для дизельных двигателей на всех существующих колесных транспортных средствах. Они включают также требования API CD-II, API CF-4 и API SG.

Буквы (в алфавитном порядке), следующие за номером спецификации MIL, указывают на более новую модификацию стандарта:
MIL-L-46152 - спецификация на моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей средней мощности транспортных средств штабов и снабжения вооруженных сил.
MIL-L-2104 - спецификация на моторные масла, чаще всего для дизельных двигателей с наддувом тактических транспортных средств; при необходимости допускается использование в бензиновых двигателях.
MIL-L-2104A (Supplement 1), употребляется шире, чем MIL-L-2104A; характеризует сезонные (single-grade) масла с большим количеством присадок и предусматривает достаточное качество для работы с топливом, содержащим до 1% серы.
MIL-L-2104B - спецификация, характеризующая сезонные и всесезонные масла для двигателей, работающих в режиме «стоп - старт», который свойственен большинству военных автомобилей в мирное время.
MIL-L-2104C - спецификация характеризует сезонные масла для всех типов двигателей внутреннего сгорания, используемых в военное время, а также для быстроходных дизельных двигателей с наддувом, используемых во всех наземных машинах. Спецификация модифицирована путем введения новых методов испытаний, включая требования вязкости SAE J300 (Sept 80) при низких температурах и ограничения по степени износа системы клапанов.
MIL-L-2104D - спецификация была реализована в 1983 г., согласована с 2104С и ее дополнениями. Согласно дополнениям проводилось испытание в двухтактном дизельном двигателе, а также определялись показатели трения и износа, на соответствие требованиям трансмиссий «Caterpillar» и «Detroit Diesel Allison». Впервые было включено всесезонное масло SAE 15W-40.
MIL-L-2104E и F - модификации новой спецификации, которая характеризует смазочные масла с учетом новых требований. Новое изложение методов испытаний в бензиновых двигателях. Проводится оценка степени износа системы клапанов, образования шлама, лака и загущения масла при эксплуатации.
MIL-PRF-2104G - новая спецификация (сентябрь 1997 г.), выдвигающая требования к маслам для дизельных двигателей. Требования превышают проходные критерий класса API CG-4. Введены дополнительные испытания CAT IM-PC, Detroit Diesel 6V92TA, Cat TO-4, в основном характеризующие показатели износа.

Соответствие спецификаций API и MIL-L
Для бензиновых двигателейДля дизельных двигателей
Класс APIКласс MIL-LКласс APIКласс MIL-L
SEMIL-L-46152ACAMIL-L-2104A