1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, - наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.
2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
|
КОММЕНТАРИИ
1. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 данной статьи, характеризуется следующими действиями:
1) жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением;
2) депортация гражданского населения;
3) разграбление национального имущества на оккупированной территории;
4) применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации.
2. В соответствии с международным правом военнопленными являются следующие лица, если они попадают во власть одной из воюющих сторон: личный состав вооруженных сил воюющей страны, партизаны, состав ополчения и добровольческих отрядов, личный состав организованных движений сопротивления, некомбатанты (несражающиеся, т.е., как правило, не принимающие непосредственного участия в вооруженной борьбе, использующие имеющееся у них оружие для самообороны и охраны вверенного им имущества, а также раненых, больных и т.д.), стихийно восставшее население, если оно носит открыто оружие и соблюдает в своих военных операциях нормы права вооруженных конфликтов (отрасль международного права, регулирующая ведение военных действий в ходе международных и немеждународных вооруженных конфликтов). Режим военного плена определяется в основном Женевской конвенцией об обращении с военнопленными 1949г. (Международное право в документах. М., 1982, с. 751-772). В соответствии с ней с военнопленными следует обращаться гуманно. Ни один из них не может быть подвергнут физическому насилию или медицинскому опыту. Запрещается дискриминация военнопленных по признакам расы, цвета кожи, религии, социального происхождения.
3. В международном праве существует правило, что гражданское население, не участвующее в войне, должно пользоваться неприкосновенностью. При проведении военных операций воюющие стороны должны постоянно заботиться о том, чтобы щадить гражданские объекты (к ним относятся жилища, сооружения и средства транспорта, используемые гражданским населением; места и районы, используемые исключительно гражданским населением, например убежища, больницы и т.д.); продукты питания, районы производства продуктов питания, а также источники воды. В отношении гражданского населения оккупированной территории запрещается: насилие над жизнью, здоровьем, физическим или психическим состоянием, в частности убийство; пытки всех видов; телесные наказания; увечья; надругательство над человеческим достоинством, например унизительное и оскорбительное обращение; принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой его форме; взятие заложников; коллективные наказания; угрозы совершить указанные действия (Дополнительный протокол I 1977г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949г. - Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. М., 1990, с. 570-658). В качестве примера жестокого обращения с гражданским населением можно привести преступления германских оккупантов на территории Советского Союза во время второй мировой войны, выражавшиеся в насильственном помещении советских граждан в концентрационные лагеря и введении там режима каторжного труда, где под угрозой пыток, расстрелов и голодной смерти их заставляли выполнять различные тяжелые работы.
4. Депортация гражданского населения - насильственный его вывоз (изгнание) с занимаемой им территории.
5. Разграбление национального имущества на оккупированной территории - его расхищение любыми способами, обращение его в свою собственность оккупирующей стороной, вывоз имущества с оккупируемой территории. «Ограбление общественной или частной собственности» в Уставе Международного (Нюрнбергского) военного трибунала было названо в качестве одной из разновидностей военных преступлений. Трибунал установил, что расхищение и разграбление собственности оккупированных европейских стран производилось германскими войсками в невиданных масштабах. Захватывалось и вывозилось все, что представляло ценность: металл, шерсть, бумага, продовольствие, средства транспорта (паровозы, вагоны и даже рельсы), культурные ценности.
6. Учитывая особый вред, который в ходе военных действий может быть нанесен культурным ценностям народов, в 1954г. по инициативе ЮНЕСКО была принята международная Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В Конвенции дается определение понятия «культурная ценность» (памятники архитектуры, искусства или истории, произведения искусства, рукописи, научные коллекции книг и архивных материалов, музеи, крупные библиотеки и т.д.). Защита указанных ценностей включает их охрану и уважение. Воюющие стороны обязаны воздерживаться от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей. Запрещаются любые акты вандализма в их отношении, реквизиция культурных ценностей, расположенных на территории другой страны (см. Международное право в документах. М., 1982, с. 794-802).
7. К запрещенным средствам ведения войны относится в первую очередь применение оружия массового поражения, что образует квалифицированный состав преступления, предусмотренного ч.2 комментируемой статьи (о понятии оружия массового поражения см. комментарий к ст.
355). Запрещенными могут быть и отдельные виды обычного оружия. В 1981г. была принята специальная Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (см. Ведомости СССР, 1984, №3, с. 50). В протоколах, прилагаемых к этой Конвенции, запрещалось применение любого оружия, ранящего осколками, которые необнаружимы в теле с помощью рентгеновских лучей, а также ограничивалось применение некоторых видов наземных мин, мин-ловушек и некоторых видов зажигательного оружия.
8. Запрещенные методы ведения войны предполагают определенные способы ее ведения, запрещенные международным правом. Так, в соответствии с Дополнительным протоколом I 1977г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949г. запрещается отдавать воюющим приказ «не оставлять никого в живых», угрожая этим противнику, или вести военные действия на такой основе, запрещается незаконно использовать отличительную эмблему Красного Креста, ООН, а также флаги, эмблемы, форменную одежду нейтральных стран или государств, не находящихся в конфликте (см. Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. М., 1990, с. 570-658). В соответствии с Конвенцией о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977г. запрещается использование в вооруженных конфликтах любых средств, способных вызвать землетрясение, цунами, нарушение экологического баланса какого-либо района, изменения в элементах погоды, климата, в состоянии озонного слоя и ионосферы (см. Международное право в документах. М., 1982, с. 595-599).
9. Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет.
10. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что применяет запрещенные средства и методы ведения войны, указанные в диспозиции ч. 1 ст. 356, и желает этого.
11. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ (о понятии оружия массового поражения см. комментарий к ст.
355).