Оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в случае наступления последствий, предусмотренных статьей 264 настоящего Кодекса, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
|
КОММЕНТАРИИ
1. Комментируемая статья является новой, ранее подобные действия квалифицировались как оставление без помощи лица, находившегося в опасном для жизни состоянии. Как видно из диспозиции статьи, оставление места дорожно-транспортного происшествия влечет ответственность только того водителя, который сам нарушил правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, что и привело к данному инциденту. Если дорожно-транспортное происшествие произошло по вине иных лиц (в том числе потерпевшего), а проезжавший мимо водитель заметил это, мог оказать помощь или сообщить о случившемся, но не сделал этого, он несет ответственность в административном порядке.
2. Перечень транспортных средств, а также понятие лица, ими управляющего, аналогичны тем, что употребляются в ст.
264.
3. Объективная сторона преступления состоит из двух элементов:
1) оставление водителем, нарушившим правила дорожного движения или эксплуатации транспорта, места дорожно-транспортного происшествия;
2) наступление последствий, названных в диспозиции ст.
264 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, крупного ущерба, гибель одного или нескольких лиц).
4. Остаться водителю на месте совершения дорожно-транспортного происшествия необходимо по двум причинам:
а) чтобы оказать помощь пострадавшим;
б) чтобы содействовать органам милиции в расследовании случившегося.
С учетом этих обстоятельств следует считать, что если водитель, совершивший дорожно-транспортное происшествие, сам по тем или иным причинам не может помочь пострадавшему и оставляет место происшествия для того, чтобы вызвать медицинскую помощь или милицию (а тем более если после этого он не скрывается, а возвращается обратно), то в его действиях нет состава преступления; они подпадают под понятие крайней необходимости. С другой стороны, если водитель и остался на месте происшествия, но ничего не сделал для оказания помощи пострадавшему (например, не остановил встречные машины, не позвал на помощь пешеходов и т.п.), он может, при наличии признаков ст.
125, быть привлечен к ответственности по этой статье.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной по отношению к наступившим последствиям. При этом следует учитывать, что эти последствия (упомянутые в данной статье) могут явиться результатом двух ситуаций:
а) ранение или смерть пострадавшего наступают уже вследствие самого дорожно-транспортного происшествия, совершенного данным водителем, и никакая помощь ничего изменить не могла;
б) эти последствия происходят именно из-за оставления места происшествия и неоказания помощи пострадавшему (иначе пострадавший оказался бы жив или телесное повреждение оказалось бы менее тяжким).
В первом случае водитель, оставивший место дорожно-транспортного происшествия, несет ответственность по ст.
264, а во втором - по ст. 265.