Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, - наказываются лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
|
КОММЕНТАРИИ
1. Преступление, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей, является новым. Ранее уголовная ответственность за подделку рецептов, дающих право на получение наркотических средств, наступала по ст.
196 УК РСФСР, а незаконная выдача таких рецептов либо иных документов, дающих право на получение указанных средств, могла наступить за соответствующее должностное преступление при условии совершения этих деяний должностным лицом.
2. Данное преступление посягает на законный порядок оборота, в частности использования, наркотических средств и психотропных веществ и на здоровье населения. О понятии наркотических средств и психотропных веществ см. комментарий к ст.
228 настоящего Кодекса.
3. Предметом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, являются рецепты, дающие право на получение наркотических средств или психотропных веществ, которые являются единственным документом такого содержания для граждан. Под иными документами следует понимать любые другие документы, которые в соответствии с установленным порядком дают право на получение наркотических средств или психотропных веществ в процессе осуществления деятельности в сфере их законного оборота. Это может быть заявка медицинского учреждения на получение указанных средств или веществ, сертификат (свидетельство) Постоянного комитета по контролю наркотиков, необходимый для получения лицензии на деятельность по обороту наркотиков, документ, выдаваемый органом внутренних дел и подтверждающий наличие условий для сохранности наркотических средств или психотропных веществ, например, для аптечных учреждений лицензия, дающая право на соответствующую деятельность, и др.
При этом надо иметь в виду, что для лечебно-профилактических учреждений получение наркотических средств ограничивается специальными расчетными нормативами, издаваемыми Постоянным комитетом по контролю наркотиков, в которых учитывается число коек и профиль учреждения (терапевтическое, хирургическое, реанимационное и др.) (журнал «Новые лекарственные препараты», 1994, вып. 1).
4. В комментируемой статье предусматривается ответственность за четыре самостоятельных преступления:
1) незаконная выдача рецептов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ;
2) подделка таких рецептов;
3) незаконная выдача иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ;
4) подделка таких документов.
5. Незаконность в смысле настоящей статьи означает, что выдача рецепта или иного документа произошли с нарушением установленного порядка их выдачи. Так, рецепт может быть выдан без медицинских показаний, лицензия на право деятельности с наркотическими средствами дана аптеке без соответствующего документа из органа внутренних дел, подтверждающего наличие в аптеке условий сохранности таких средств, и т.п. Для установления незаконности выдачи рецептов или иных документов следует обращаться к соответствующим нормативным правовым актам, устанавливающим законный порядок получения права на деятельность по обороту наркотиков либо на выдачу рецептов.
6. Порядок выдачи рецептов устанавливается нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ. Все наркотические средства должны выписываться на специальных рецептурных бланках, имеющих защиту и серийные номера. Эти бланки подлежат специальному учету и регистрации. Лечебно-профилактические учреждения получают бланки рецептов через местные органы здравоохранения. Врач получает бланки под отчет и обязан вести их специальную регистрацию и учитывать корешки выписанных рецептов. Выданные рецептурные бланки числятся как за лечебным учреждением, так и за конкретным врачом.
Рецепты имеют право выписывать только врачи (средний медицинский персонал, например фельдшер, имеет право выписывать такие рецепты только в особых условиях, скажем, на Крайнем Севере, где он зачастую является единственным медицинским работником на большой территории) и только при наличии соответствующих медицинских показаний. Рецепт должен быть написан рукой врача, подписавшего его, и снабжен его личной печатью, а также иметь штамп и круглую печать лечебного учреждения. Кроме того, для наркотических средств ограничено их количество, которое может быть выписано в одном рецепте (см., например, журнал «Новые лекарственные препараты», 1994, вып. 1, с. 55).
Рецепт, выписанный гражданину в установленном порядке, является единственным законным документом, дающим ему право на получение наркотических средств или психотропных веществ.
7. Выдача рецепта или другого документа, дающего право на получение наркотических средств или психотропных веществ, означает предоставление рецепта или документа в распоряжение лица для последующего использования. Подделка рецепта либо документа состоит во внесении изменений, искажающих содержание, в подлинный рецепт либо документ (изменение количества выписанного наркотического средства, даты выдачи и т.п.), а равно в изготовлении подложного рецепта или документа.
8. Преступления, предусмотренные комментируемой статьей, окончены с момента совершения незаконных действий, независимо от того, был ли рецепт или иной документ использованы для получения наркотических средств или психотропных веществ либо разрешения на деятельность, связанную с получением указанных средств или веществ.
9. С субъективной стороны рассматриваемые преступления характеризуются прямым умыслом: виновный осознает, что незаконно выдает рецепт или иной документ, дающий право на получение наркотических средств или психотропных веществ, либо подделывает их, и желает этого.
10. Субъектами этих преступлений могут быть частные лица, достигшие 16-летнего возраста (если предметом является рецепт), медицинские работники, как имеющие право выдачи рецептов на получение наркотических средств или психотропных веществ, так и не имеющие такового, а также должностные лица, в обязанность которых входят: выдача документов, дающих право на деятельность в сфере оборота наркотических средств или психотропных веществ, связанную с их получением; предоставление заявок предприятий, организаций, учреждений на получение указанных средств или веществ; предоставление документов, необходимых на получение лицензий на деятельность по обороту наркотиков.