1. Лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, освобождается от наказания, а лицо, отбывающее наказание, освобождается от дальнейшего его отбывания. Таким лицам суд может назначить принудительные меры медицинского характера.
2. Лицо, заболевшее после совершения преступления иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, может быть судом освобождено от отбывания наказания.
3. Военнослужащие, отбывающие арест либо содержание в дисциплинарной воинской части, освобождаются от дальнейшего отбывания наказания в случае заболевания, делающего их негодными к военной службе. Неотбытая часть наказания может быть заменена им более мягким видом наказания.
4. Лица, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, в случае их выздоровления могут подлежать уголовной ответственности и наказанию, если не истекли сроки давности, предусмотренные статьями 78 и 83 настоящего Кодекса.
|
КОММЕНТАРИИ
1. Комментируемая статья соединила в одну норму три различных случая освобождения от наказания в связи с болезнью, два из которых были известны отечественному уголовному законодательству и прежде - это ч. 2 ст.
11 УК РСФСР 1960г. и ст. 362 УПК РСФСР, а третий случай, касающийся военнослужащих, регулируется впервые. В трех частях комментируемой статьи предусматриваются различные основания и различные правовые последствия освобождения в связи с болезнью.
2. Если лицо заболело психическим расстройством после совершения преступления, то оно является вменяемым (см. комментарий к ст.
21), но применять к нему наказание нельзя, поскольку такое лицо не осознает фактического характера и общественной опасности своего поведения либо не может руководить своими действиями. Следовательно, цели наказания (см. комментарий к ст.
43) не могут быть достигнуты. Эта часть комментируемой статьи предписывает освобождение заболевшего лица от наказания, независимо от характера и тяжести совершенного им преступления. Если будут установлены соответствующие медицинские показания, то к такому лицу судом могут быть применены необходимые принудительные меры медицинского характера.
Только в том случае, если лицо, заболевшее временным психическим расстройством, затем поправится, оно может подлежать уголовной ответственности за то преступление, которое им было совершено. Если же заболевание наступило после вынесения приговора, во время отбывания наказания, то лицо в случае выздоровления может быть возвращено для отбытия оставшейся неотбытой части наказания.
В том и другом случае следует проверить, не истекли ли сроки давности привлечения к уголовной ответственности или давности обвинительного приговора (см. комментарий к ст.
78 и
83). Если указанные сроки не истекли и к лицу применено принудительное лечение в психиатрической больнице, то время пребывания в больнице засчитывается в срок наказания из расчета день за день (см. комментарий к ст.
103).
3. Часть 2 комментируемой статьи регулирует правовые последствия заболевания лица после совершения преступления не психической, а иной тяжелой болезнью. Речь идет о таких заболеваниях, которые препятствуют отбыванию наказания, а следовательно, и достижению целей наказания, сформулированных в ст.
43 УК. Закон предусматривает возможность освобождения таких лиц от наказания, но такое освобождение применяется судом не автоматически, а по своему усмотрению, с учетом тяжести совершенного преступления, поведения лица во время отбывания наказания и других обстоятельств. Целесообразно применить рассматриваемый вид освобождения в тех случаях, когда в силу тяжелого заболевания осужденный не может быть привлечен к труду или учебе, он не может участвовать в общественной жизни соответствующего исправительного учреждения, постоянно находится в госпитале, нуждается в длительном лечении, сложной операции и т.д.
В случае выздоровления таких лиц, если будет установлена возможность отбывания ими назначенного судом наказания, они будут направлены для отбывания оставшейся неотбытой части наказания, если не истекли сроки давности обвинительного приговора (см. комментарий к ст.
83).
4. Норма, содержащаяся в ч. 3 комментируемой статьи, является новой, не известной прежнему российскому уголовному законодательству. Она касается военнослужащих, совершивших преступления и отбывающих назначенное судом наказание в виде ареста или содержания в дисциплинарной воинской части. Закон не указал формальной категории преступлений, по которым может применяться данный вид освобождения. Но исходя из характера этих видов наказания, можно утверждать, что законодатель имел в виду преступления небольшой тяжести либо преступления иной категории, если суд учел определенные обстоятельства и на этом основании счел возможным применить эти сравнительно нетяжкие виды наказания. К такому выводу приводит анализ ст.
55 УК, в соответствии с которой содержание в дисциплинарной воинской части может назначаться за те преступления против военной службы, где эта мера указана в санкции, а также за другие преступления, если характер совершенного деяния и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы этой мерой наказания.
Основанием для применения ч. 3 комментируемой статьи является такое заболевание военнослужащего, которое препятствует его дальнейшему прохождению военной службы. Если военнослужащий заболел такой болезнью, которая препятствует не только прохождению военной службы, но и отбыванию наказания, то такого военнослужащего целесообразно вообще освободить от наказания. Если же заболевание военнослужащего хотя и препятствует прохождению им военной службы, но он может отбывать иной вид наказания, суд может заменить ему арест или содержание в дисциплинарной воинской части на другое, более мягкое наказание, например, на ограничение по военной службе или штраф.