Если в результате совершения умышленного преступления причиняются тяжкие последствия, которые по закону влекут более строгое наказание и которые не охватывались умыслом лица, уголовная ответственность за такие последствия наступает только в случае, если лицо предвидело возможность их наступления, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, или в случае, если лицо не предвидело, но должно было и могло предвидеть возможность наступления этих последствий. В целом такое преступление признается совершенным умышленно.
|
КОММЕНТАРИИ
1. Статья 27 впервые формулирует ответственность за преступление, совершенное с двумя формами вины, то есть умышленно и неосторожно.
В реальной и правовой действительности такие случаи нередки. Например, ч. 1 ст.
111 предусматривает ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни или повлекшее за собой серьезные последствия, четко прописанные в законе. Части 2 и 3 этой статьи предусматривают то же деяние, совершенное при различных отягчающих обстоятельствах. А ч. 4 данной статьи сформулирована так: "деяния, предусмотренные ч. 1, 2 или 3 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего" (в последнем случае и имеется в виду умышленно-неосторожный состав преступления).
2. Раздельное определение умышленной и неосторожной вины осуществляется по известным признакам (см. комментарий к ст.
25 и
26) и не представляет собой трудностей. Они возникают лишь при оценке деяния в целом. Если оценивать такое деяние по отношению субъекта к действиям, то оно должно считаться умышленным, а если по отношению к наступившим тяжким последствиям, - то неосторожным. В зависимости от данной оценки рассматриваемое преступление может быть отнесено к различным категориям (см. комментарий к ст.
15) и в связи с этим повлечь разные юридические последствия, особенно при назначении наказания и освобождения от уголовной ответственности и наказания.
3. Объединение двух самостоятельных форм вины - умысла и неосторожности, относящихся к различным составам преступлений, в одном сложном составе нельзя трактовать какой-то новой или третьей формой вины (как это иногда делается в теории уголовного права). УК кладет конец таким спорам. Во-первых, в самих статьях, содержащих сложные составы, прямо предусматривается, какие их составные части являются умышленными деяниями, а какие неосторожными. Во-вторых, ст. 27 прямо устанавливает, что если в результате умышленного преступления причиняются тяжкие последствия, которые по закону влекут более строгое наказание и которые не охватывались умыслом лица, уголовная ответственность за них наступает только в случае их причинения по легкомыслию и небрежности. Закон не употребляет названия этих видов неосторожности, а повторяет их нормативные формулы, раскрытые в ст.
26.
В целом такое преступление (с двумя формами вины) признается совершенным умышленно.