1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу.
2. Преступления, совершенные в пределах территориальных вод или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
3. Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.
4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.
|
КОММЕНТАРИИ
1. Комментируемая статья в частях 1, 2 и 3 формулирует территориальный принцип действия уголовного закона, принятый и прежним законодательством, но при этом решает эту проблему не только более детально, но также с учетом и иных возможных вариантов действия УК РФ в пространстве, если они будут предусмотрены международным договором РФ.
2. Пределы территории Российской Федерации определяются в ст. 1 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993г. (РГ, 4 мая 1993г.), из которого следует, что территорией РФ является суша, недра и воздушное пространство в пределах Государственной границы РФ.
В ч. 2 комментируемой статьи устанавливается, что УК РФ действует также в отношении деяний, совершенных в пределах территориальных вод РФ, которые также являются частью территории РФ и ширина которых равна 12 морским милям. На основании сложившейся международной практики устанавливается, что действие УК распространяется также на деяния, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Понятие и режим континентального шельфа определен в ст. 1 Закона РФ «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 25 октября 1995г. (РГ, 7 декабря 1995г.), из которой, в частности, следует, что внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от территориального моря РФ. Исключительная экономическая зона РФ устанавливается в морских районах, находящихся за пределами территориальных вод (территориального моря) РФ и прилегающих к ним, включая районы вокруг принадлежащих РФ островов. Внешняя граница такой зоны находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды РФ.
Преступление считается совершенным на территории РФ, если на территории РФ были совершены действия (бездействие) и наступили общественно опасные последствия; или если на территории РФ были совершены действия (бездействие), а общественно опасные последствия наступили за ее пределами; или если действия (бездействие) были совершены за пределами РФ, а общественно опасные последствия наступили на территории РФ.
3. В ч. 3 комментируемой статьи на законодательном уровне закрепляется решение тех вопросов, с которыми сталкивается практика и которые прежде решались на основе сложившихся традиций. Речь идет о применении УК к действиям, совершенным на судне, находящимся в открытом водном или воздушном пространстве; такие действия квалифицируются по УК РФ, если иное решение не предусмотрено международным договором РФ. Что касается военного водного, морского или воздушного судна, то преступления, совершенные на этих судах, всегда рассматриваются по УК РФ, независимо от того, где находилось такое судно.
4. Часть 4 комментируемой статьи касается вопроса об ответственности лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, и применяет общую отсылку к нормам международного права.
Круг лиц, пользующихся таким иммунитетом, определяется на основе взаимности Венской конвенцией о дипломатических сношениях, ратифицированной СССР 11 февраля 1964г. (Ведомости СССР, 1964, №18, ст. 221), и Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966г. (Ведомости ВС СССР, 1966, №22, ст. 387). К ним относятся не только главы и персонал дипломатических представительств, а также члены их семей, но и члены парламентских и правительственных делегаций иностранных государств, должностные лица международных организаций и ряд других лиц. На основе взаимной договоренности дипломатический иммунитет может быть распространен также на должностных лиц консульств иностранных государств и административно-технический персонал посольств и консульств этих государств.